По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338

Комплексный анализ реализации государственных программ содействия развитию малых форм хозяйствования в регионах России (на материалах Орловской области)

Устинович Е.С. д-р полит. наук, доцент, профессор кафедры экономики, управления и политики Юго-Западного государственного университета

В настоящей статье представлен комплексный анализ программ содействия развитию малых форм хозяйствования в Центральном федеральном округе на материалах Орловской области. Показано, что основной акцент делается на развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, а также на предоставление прямых субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на создание и развитие собственного бизнеса.

Литература:

1. Закон Орловской области от 29 ноября 2016  г. № 2040-ОЗ «О внесении изменений в Закон Орловской области «О введении в действие на территории Орловской области патентной системы налогообложения». Система ГАРАНТ: http://base.garant. ru/45054784/#ixzz5ADtScdbG.

2. Постановление Правительства Орловской области от 29 декабря 2012 г. № 520 «Об утверждении государственной программы Орловской области "Молодежь Орловщины" на 2013–2020 годы». Система ГАРАНТ: http://base.garant. ru/28659242/#ixzz5ADu5f1Xp.

3. Долгосрочная областная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009–2012 годы» [Электронный ресурс]. – СПС КонсультантПлюс. – М., 2009.

4. Долгосрочная областная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Воронежской области на 2011– 2015 годы» [Электронный ресурс]. – СПС КонсультантПлюс. – М., 2011.

5. Долгосрочная областная целевая программа «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства Белгородской области на 2011–2013 годы» [Электронный ресурс]. – СПС КонсультантПлюс. – М., 2011.

6. Долгосрочная областная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Воронежской области на 2011– 2015 годы» [Электронный ресурс]. –СПС КонсультантПлюс. – М., 2011.

7. Развитие малого предпринимательства в регионах России по результатам общероссийского исследования «Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ», проведенного в 2012 г. // Общество и экономика. – 2012. – № 10/11. – С. 293.

8. Рустанова О. Малый бизнес – большая польза // Аргументы и факты. – 2011. – № 3. – С. 27–43.

9. Суюнчев М.М. Малый бизнес как определяющий фактор развития конкуренции. – M.: Изд-во «ОРАГС», 2012. – 41 с.

10. Постановление Правительства Орловской области от 19 октября 2011 г. № 364 «Долгосрочная областная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2012–2020 годы». Режим доступа: http://orel-region.ru/index.php?head=1&unit=3859.

11. Суюнчев М.М. Малый бизнес как определяющий фактор развития конкуренции. – M.: Изд-во «ОРАГС», 2012. – 41 с.

12. Заседание Правительства Орловской области «Вопросы реализации мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса в регионе». Режим доступа: http://orel-region.ru/index. php?head=1&unit=3859.

13. Райзберг Б.Г. Азбука предпринимательства. – М.: Экономика, 2010. – 312 с.

14. Талалаева И. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса // Малая бухгалтерия.  – 2011. – № 1. – С. 8–10.

В Центральном федеральном округе расположено около трети малых и средних предприятий страны. Более половины малых предприятий макрорегиона находится в Москве, также на Москву приходится более 60% оборота малых предприятий.

Две трети малых предприятий округа заняты в оптовой и розничной торговле, в которой реализуется 82,5% оборота малых предприятий.

При участии Минэкономразвития России в рамках государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства практически во всех субъектах Центрального федерального округа созданы региональные гарантийные фонды.

Сфера малого и среднего предпринимательства наиболее уязвима и нуждается в развитии, так как в настоящее время банковские структуры рассматривают вложения в малые предприятия как рискованные и невыгодные. Подобные решения обосновываются отсутствием у малых предприятий залогов и гарантий по обеспечению возвратности и сравнительно низкой рентабельностью проектов.

Проведем сравнительный анализ действующих целевых программ по развитию малого и среднего бизнеса в Московской, Белгородской и Воронежской областях как регионов ЦФО с наиболее развитым сектором МСП.

В Белгородской области государственная поддержка МСП осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства Белгородской области на 2011–2013 годы»1 .

Целью программы является создание благоприятных макроэкономических условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в целях укрепления экономики Белгородской области и обеспечения социальной стабильности в обществе; увеличение занятости населения за счет создания новых рабочих мест в секторе малого и среднего предпринимательства. Целевыми показателями реализации программы являются: увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства за 2011–2013 гг. на 15 тыс. единиц, в том числе в 2011 г. – на 3,0 тыс. единиц; увеличение численности занятых в малом и среднем предпринимательстве за 2011–2013 гг. на 40 тыс. человек и обеспечение к концу 2013 г. доли занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в общей численности занятых по области в размере 30%; достижение к 2013 г. доли продукции, произведенной малыми и средними предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта 18% (против 14,5% в 2009 г.); повышение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней (в действующих ценах) по специальным режимам налогообложения на 10–15% ежегодно.

Для Цитирования:
Устинович Е.С., Комплексный анализ реализации государственных программ содействия развитию малых форм хозяйствования в регионах России (на материалах Орловской области). Директор по маркетингу и сбыту. 2018;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: