По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.8 DOI:10.33920/med-01-2511-10

Комплексное ведение пациентов с сенсорной алалией на примере клинического случая

Сороковикова Татьяна Викторовна кандидат медицинских наук, доцент кафедры неврологии, реабилитации и нейрохирургии, Тверской государственный медицинский университет, Тверь, Российская Федерация, E-mail: ssaphir@mail.ru, SPIN: 5501–2061, ORCID ID: 0000‑0002‑9238‑8270
Меньшикова Татьяна Викторовна кандидат медицинских наук, доцент кафедры неврологии, реабилитации и нейрохирургии, Тверской государственный медицинский университет, Тверь, Российская Федерация, E-mail: ssaphir@mail.ru, ORCID ID: 0000‑0002‑7382‑5009
Морозов Артем Михайлович кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей хирургии, Тверской государственный медицинский университет, Тверь, Российская Федерация, E-mail: ammorozovv@gmail.com, SPIN: 6815–9332, ORCID ID: 0000‑0003‑4213‑5379
Булынников Борис Александрович студент, Тверской государственный медицинский университет, Тверь, Российская Федерация, E-mail: bulynnikov@mail.ru, ORCID ID: 0009‑0008‑0707‑579Х
Лещенко Елизавета Васильевна студент, Тверской государственный медицинский университет, Тверь, Российская Федерация, E-mail: ammorozovv@gmail.com, ORCID ID: 0009‑0006‑4188‑2013

Сенсорная алалия — заболевание детского возраста, характеризующееся тяжелым нарушением развития импрессивной речи. Несмотря на наличие различных коррекционных программ, полноценное лечение детей, болеющих данным заболеванием, остается большой проблемой. Это связано с трудностью ранней диагностики сенсорной алалии, а также необходимостью комплексного подхода в ведении таких пациентов, включающего в себя не только медикаментозную терапию, но и наличие специфической среды и занятий с логопедом-дефектологом и детским психологом. В настоящей работе рассмотрен клинический случай комплексного ведения ребенка с сенсорной алалией.

Литература:

1. Волгина С. Я., Ахметова А. Р., Николаева Е. А. и др. Роль участкового педиатра в ранней диагностике нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2021;66 (4):129–134. [Volgina S.Ya., Ahmetova A. R., Nikolaeva E. A., et al. The role of the district pediatrician in the early diagnosis of speech developmental disorders in preschool children. Russian bulletin of perinatology and pediatrics. 2021;66 (4):129–134 (In Russ)]. DOI 10.21508/1027‑4065‑2021‑66‑4‑129‑134.

2. Шереметьева Е. В. Стратегия запуска устной речи у неговорящих детей раннего возраста. Современные наукоемкие технологии. 2024;8:207–212. [Sheremeteva E. V. Strategy for starting spoken language in non-speaking young children. Modern high technologies. 2024;8:207–212 (In Russ)]. DOI 10.17513/snt.40137.

3. Чернобровкин В. А., Кувшинова И. А., Новожилова Д. А., Мицан Е. Л. Глобальное чтение как метод успешной коррекции сенсорно-моторной алалии. Современные наукоемкие технологии. 2024;2:80–86. [Chernobrovkin V. A., Kuvshinova I. A., Novozhilova D. A., Miczan E. L. Global’noe chtenie kak metod uspeshnoj korrekcii sensorno-motornoj alalii. Modern high technologies. 2024;2:80–86 (In Russ)]. DOI 10.17513/snt.39937.

4. Завер Т. В. Из опыта практической работы по запуску речи у детей со сложной структурой дефекта (сенсорная алалия). Педагогический журнал. 2023;13 (12А):390–396. [Zaver T.V. From the experience of practical work on the initiation of speech in children with a complex structure of the defect (sensory alalia). Pedagogical journal. 2023;13 (12A):390–396 (In Russ)]. DOI: 10.34670/AR.2024.65.55.077.

5. Сороковикова Т. В., Чичановская Л. В., Меньшикова Т. В. и др. Современные представления о гипоксически-ишемических поражениях ЦНС. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2025;18 (6);742–751 [Sorokovikova T.V., Chichanovskaya L. V., Menshikova T. V., et al. Current concepts of hypoxic-ischemic CNS lesions. Bulletin of neurology, psychiatry and neurosurgery. 2025;18 (6);742–751 (In Russ)]. DOI: 10.33920/med-01‑2506‑04.

6. Начарова М. А., Начаров Д. В., Павленко В. Б. Изменения спектра ЭЭГ, связанные с прослушиванием слов, у типично развивающихся детей и детей с сенсорной алалией. Физиология человека. 2023;49 (3):5–12. [Nacharova M. A., Nacharov D. V., Pavlenko V. B. Words listening related electroencephalography spectrum perturbations in normally developing children and sensory alalia children. Human Physiology. 2023;49 (3):5–12 (In Russ)]. DOI 10.31857/ S0131164622600835.

7. Zhang Z, Xu Q, Joshi RM. A meta-analysis on the effectiveness of intervention in children with primary speech and language delays/disorders: Focusing on China and the United States. Clin Psychol Psychother. 2021 May;28 (3):585–605. DOI 10.1002/cpp.2522.

Алалия относится к группе заболеваний, объединенных термином «Специфические расстройства развития речи (СРРР)», под которым понимаются такие нарушения речи, которые не вызваны неврологической или психиатрической патологией, а также нарушением слуха или интеллектуальным дефицитом. МКБ-10 трактует СРРР как речевые расстройства, связанные с нарушением характера приобретения языковых навыков на ранних стадиях развития. В практической медицине под СРРР подразумевают задержку речевого развития, которая чаще всего ассоциируется с диагнозом алалия (её различные варианты: сенсорная, моторная или сенсорно-моторная) [1].

Алалия определяется как тяжелое системное нарушение развития речи, возникающее в доречевой период развития и обусловленное, как правило, последствиями поражения ЦНС гипоксически-ишемического характера. Алалия является актуальной проблемой в детской неврологии и психиатрии, в связи с тем, что, во‑первых, она считается наиболее тяжелым нарушением речи: адекватной коррекции речевых нарушений при алалии любой формы, а также полноценной реабилитации пациентов с данным заболеванием до сих пор не разработано, что является фактором, усложняющим дальнейшее нервно-психическое развитие детей с данным диагнозом, что проявляется когнитивными, эмоциональными и поведенческими девиациями [2].

Во-вторых, число детей с СРРР, в том числе с диагнозом «алалия» увеличилось за последние годы, достигнув 4 % в общей популяции среди детей 6‑летнего возраста. При этом, статистические данные о распространенности СРРР в Российской Федерации в настоящее время отсутствуют, поскольку логопеды исключены из перечня обязательных специалистов, которые участвуют в диспансеризации детей дошкольного возраста [2, 3].

Наиболее часто этиология и патогенез алалии ассоциируются с наличием в анамнезе факторов риска в антенатальном, перинатальном или постнатальном периодах, такими как токсикозы беременности, резус-конфликт матери и плода, недоношенность, нейроинфекции, соматические заболевания матери и черепно-мозговые родовые травмы. Ведущее место среди патогенетических факторов, повреждающих мозг плода, и приводящих к нарушению формирования нормальной речи и другой неврологической патологии, отдается перинатальной гипоксии, не меньшее значение в патогенезе алалии придается наследственности. Считается, что под воздействием перечисленных факторов нарушается связь между корковыми проекционными и ассоциативными центрами слухового и зрительного анализаторов, в связи с этим возникает нарушение первичного анализа звуков речи, что приводит к отсутствию формирования экспрессивной или импрессивной речи [4, 5].

Для Цитирования:
Сороковикова Татьяна Викторовна, Меньшикова Татьяна Викторовна, Морозов Артем Михайлович, Булынников Борис Александрович, Лещенко Елизавета Васильевна, Комплексное ведение пациентов с сенсорной алалией на примере клинического случая. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2025;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: