Алалия относится к группе заболеваний, объединенных термином «Специфические расстройства развития речи (СРРР)», под которым понимаются такие нарушения речи, которые не вызваны неврологической или психиатрической патологией, а также нарушением слуха или интеллектуальным дефицитом. МКБ-10 трактует СРРР как речевые расстройства, связанные с нарушением характера приобретения языковых навыков на ранних стадиях развития. В практической медицине под СРРР подразумевают задержку речевого развития, которая чаще всего ассоциируется с диагнозом алалия (её различные варианты: сенсорная, моторная или сенсорно-моторная) [1].
Алалия определяется как тяжелое системное нарушение развития речи, возникающее в доречевой период развития и обусловленное, как правило, последствиями поражения ЦНС гипоксически-ишемического характера. Алалия является актуальной проблемой в детской неврологии и психиатрии, в связи с тем, что, во‑первых, она считается наиболее тяжелым нарушением речи: адекватной коррекции речевых нарушений при алалии любой формы, а также полноценной реабилитации пациентов с данным заболеванием до сих пор не разработано, что является фактором, усложняющим дальнейшее нервно-психическое развитие детей с данным диагнозом, что проявляется когнитивными, эмоциональными и поведенческими девиациями [2].
Во-вторых, число детей с СРРР, в том числе с диагнозом «алалия» увеличилось за последние годы, достигнув 4 % в общей популяции среди детей 6‑летнего возраста. При этом, статистические данные о распространенности СРРР в Российской Федерации в настоящее время отсутствуют, поскольку логопеды исключены из перечня обязательных специалистов, которые участвуют в диспансеризации детей дошкольного возраста [2, 3].
Наиболее часто этиология и патогенез алалии ассоциируются с наличием в анамнезе факторов риска в антенатальном, перинатальном или постнатальном периодах, такими как токсикозы беременности, резус-конфликт матери и плода, недоношенность, нейроинфекции, соматические заболевания матери и черепно-мозговые родовые травмы. Ведущее место среди патогенетических факторов, повреждающих мозг плода, и приводящих к нарушению формирования нормальной речи и другой неврологической патологии, отдается перинатальной гипоксии, не меньшее значение в патогенезе алалии придается наследственности. Считается, что под воздействием перечисленных факторов нарушается связь между корковыми проекционными и ассоциативными центрами слухового и зрительного анализаторов, в связи с этим возникает нарушение первичного анализа звуков речи, что приводит к отсутствию формирования экспрессивной или импрессивной речи [4, 5].