Сегодня большинство компаний осознает, что основное богатство организации сосредоточено в персонале, так как от него зависит качество использования других ресурсов. Наиболее эффективным решением в области достижения желаемых финансовых и операционных результатов является не только создание комфортных условий труда, но и развитие комплексных программ стимулирования. Д. Нортон и Р. Каплан говорили: «Когда работник поймет, что его поощрение зависит от достижения стратегических целей, тогда стратегия станет поистине повседневной работой каждого» [1], с чем невозможно не согласиться, ведь при правильном использовании и стимулировании человеческого капитала возможно повысить успешность организации.
Стимулирование труда — это воздействие на работника, включающее потребности, интересы, желания, стремления, цели, мотивы поведения.
Система стимулирования в организации — это система мер, направленных на регулирование трудового поведения, основанная на заинтересованности человека в том или ином типе трудового поведения и достижении результатов, необходимых работодателю [2].
Согласно А. И. Рофе [3], существует следующая классификация стимулов:
I. В соответствии с удовлетворяемыми потребностями:
1. Материальные — стимулы, включенные в систему товарно-денежных отношений:
а) Денежные, такие как зарплата, различного рода премии, доплаты, а также надбавки.
б) Неденежные, такие как путевки на отдых и лечение, услуги социальной инфраструктуры предприятий, а также предоставление жилья.
Нематериальные — стимулы , не включенные в систему товарно-денежных отношений:
а) Социальные — связаны с потребностями в самоутверждении, в определенном общественном положении, в определенном объеме власти. Например, создание в организации возможности продвижения по служебной лестнице, участия в управлении производством, трудом и коллективом, участие в принятии решений, возможность заниматься престижными видами труда.
б) Моральные — связаны с потребностями в уважении со стороны коллектива, в признании человека как работника, как нравственно одобряемой личности. Признание может быть личным и публичным. В качестве примера данного вида стимулирования можно отнести похвалу или критику.