По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.96

Комплексная проблема профессиональной ориентации учащихся старших классов и ее гигиеническая составляющая

Сырцова Марионелла Алексеевна канд. мед. наук, доцент кафедры гигиены условий воспитания, обучения, труда и радиационной гигиены Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Пискаревский пр., д. 47, e-mail: syrmal@yandex.ru
Соломай Татьяна Валерьевна канд. мед. наук, заместитель руководителя Межрегионального управления № 1 ФМБА России, г. Москва, 1-й Пехотный пер., 6, тел. (499) 190–39–90, e-mail: solomay@rambler.ru

Показана актуальность проблемы профориентации учащихся старших классов в условиях современной экономики и развития производственной сферы. Обобщен опыт работы в рамках профессиональной ориентации учащихся старших классов в нашей стране и за рубежом. Сформулированы предложения по интеграции его в систему современного среднего образования.

Литература:

1. Практика реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынках труда субъектов Российской Федерации.Социальный бюллетень//Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. — № 3 (сентябрь). — 2015. — 33 с.

2. Изменение финансового положения населения России в 2014–2015 годах. Бюллетень социально-экономического кризиса в России// Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. — № 2 (июнь). — 2015. — 19 с.

3. Курбацкая Т.Б. Психология труда. Психология журналистики. Психология рекламы. Часть 1. Психология труда. Учебник. — Набережные Челны: 2009, — 417 с.

4. Казаева О.В. Современные аспекты профориентации подростков// Материалы ежегодной научной конференции, посвященной 70-летию основания Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова под общ. ред. Заслуженного работника высшей школы Российской Федерации, проф. В.А. Кирюшина. — Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова: 2013. — С. 312–313.

5. Головей Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и зрелости: Автореф…. докт. психол. наук. СПб., 1996. 22 с.

6. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи / под ред. В.Л. Оссовского. Киев, 1987. 304 с.

7. Александрова Н.А. Семейные факторы профессионального самоопределения в подростковом возрасте// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. — 2010. — № 4. — С. 140–145

8. Электронный ресурс http://kso.minsk.edu.by /

9. Отчет Молодежной биржи труда МУ ЦИМ «Энтузиаст» о результатах анкетирования по профориентации студентов 1 курсов начальных, средних и высших профессиональных учебных заведений г. Подольска// http://www.entuziast-center.ru / birga-truda / anketir-otshet-01.doc

10. Посухова О.Ю. Профессиональная династия как результат семейных стратегий: интеграция или преемственность?// Власть. — 2013. — № 12. — С.100–103

11. Дидук И.А. Актуальное состояние проблемы педагогических династий в теории и практике духовно-нравственного образования и воспитания// Известия Смоленского государственного университета. — 2016. — № 2 (34). — С. 312–320

12. Электронный ресурс http://www.rosmintrud.ru / labour / public-service

13. Электронный ресурс http://www.rosmintrud.ru / labour / 15

14. Фатхуллина Л. З. Оптимизация профессиональной ориентации на основе междисциплинарного подхода// Управление устойчивым развитием. — 2016. — № 1 (02). — С. 71–76

15. Артемцева Н.Г., Грекова Т.Н. Психотип как детерминанта выбора профессии // Человек. Искусство. Вселенная. — 2015. — № 1. — С. 28–36

16. Шамсутдинова И.Г., Павлова О.И. Профессиональная ориентация учащихся во Франции// Педагогика. — 2007. — № 4. — С.101–111.

17. Пальянов М.П., Павлова Т.Л., Морозова М.В., Демченко А.Р. Инновационные модели профессионального самоопределения обучающихся в системе образования Германии// Развитие человека в современном мире. — 2014. — Т. V. — № 2. — С.130–146

18. Краснова Г.А. История развития непрерывного профессионального образования Франции / Г.А. Краснова // Вестник РУДН. Серия Информатизация образования. — 2015. − № 3. — С. 18–25.

19. Зимогорова И.С., Сафонова А.Н. Проблемы профориентационной деятельности в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. — 2007. — № 1. — С.33–37

20. Иванов В.Ю. Работа и здоровье подростков: гендерные аспекты//Гигиена и санитария. — 2016. — № 8. — Том 95. — С. 754–759

21. Рапопорт И.К. Состояние здоровья школьников и проблема выбора профессии // Гигиена и санитария. 2009. № 2. С. 36–38.

22. Казаева О.В., Сучкова О.Н. Современные аспекты врачебного профессионального консультирования подростков// Наука молодых — Eruditio Juvenium. — 2016. — № 3. — С. 11–15

23. Сырцова М.А., Соломай Т.В. Гигиенические аспекты реструктуризации организаций общего образования и интенсификации образовательного процесса // Журнал «Санитарный врач». — 2016. — № 8. — С. 38–42

В настоящий момент одной из приоритетных задач нашего государства является развитие производственной сферы, которая нуждается в высококвалифицированных технических кадрах как рабочих, так и инженерных специальностей. Несоответствие профессиональной специализации населения потребностям современной экономики определяет уровень безработицы в Российской Федерации и требует дополнительных финансовых затрат на переподготовку уже имеющихся кадров. С учетом изменения демографической ситуации (старение населения и сокращение численности населения трудоспособного возраста) недостаток квалифицированной рабочей силы в ближайшие годы будет нарастать [1, 2].

В этой связи особую актуальность приобретает проблема профориентации учащихся старших классов средних образовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий). Сложившаяся во времена СССР система профориентации была утеряна в 90-е годы двадцатого века. Однако прежний опыт может быть использован на современном этапе, интегрирован в систему среднего образования при условии адаптации его к потребностям экономики.

Целью настоящей работы стало обобщение опыта работы в рамках профессиональной ориентации учащихся старших классов и разработка предложений по интеграции его в систему современного среднего образования.

Для анализа опыта работы по профессиональной ориентации учащихся старших классов проведено изучение данных научно-практической литературы и нормативно-правовых актов. Разработка предложений по интеграции профориентации в современную систему среднего образования осуществлялась с учетом экономических потребностей государства (данные аналитических центров), санитарно-эпидемиологических (санитарные нормы и правила) и психологических критериев (учебные пособия и методические рекомендации).

Проблема профессиональной ориентации многогранна и ее реализация на современном этапе должна учитывать одновременно несколько компонентов:

• информационный;

• психологический;

• гигиенический.

Информационная составляющая необходима для разъяснения учащимся тенденций развития экономики современного общества, существующих приоритетов и перспектив. По данным экспертов, в наше время, имеется существенное различие между специализациями, которые выбирают выпускники школ, и профессиями, которые нужны работодателям. В результате чего 40 % выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования не могут найти работу, а 30 % устраиваются не по специальности [14, 19].

Для Цитирования:
Сырцова Марионелла Алексеевна, Соломай Татьяна Валерьевна, Комплексная проблема профессиональной ориентации учащихся старших классов и ее гигиеническая составляющая. Санитарный врач. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: