По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.4:378 DOI:10.33920/med-08-2106-07

Комплексная оценка образа жизни студентов, обучающихся в аграрном университете

Латышевская Наталья Ивановна д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой общей гигиены и экологии, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 400131, Россия, г. Волгоград, площадь Павших Борцов, д. 1, заведующий лабораторией мониторинга и изучения техногенных факторов окружающей среды, государственное бюджетное учреждение «Волгоградский медицинский научный центр», 400131, Россия, г. Волгоград, площадь Павших Борцов, д. 1, e-mail: latyshnata@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8367-745X
Левченко Наталья Викторовна канд. мед. наук, доцент кафедры общей гигиены и экологии, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 400131, Россия, г. Волгоград, площадь Павших Борцов, д. 1, старший лаборант лаборатории мониторинга и изучения техногенных факторов окружающей среды, государственное бюджетное учреждение «Волгоградский медицинский научный центр», 400131, Россия, г. Волгоград, площадь Павших Борцов, д. 1, e-mail: chernova_n_v@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4591-0537
Куликов Владимир Сергеевич старший преподаватель кафедры общей и клинической психологии, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 400131, Россия, г. Волгоград, площадь Павших Борцов, д. 1, e-mail: kvss60@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0582-516X
Канищева Екатерина Вячеславовна аспирант кафедры общей гигиены и экологии, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 400131, Россия, г. Волгоград, площадь Павших Борцов, д. 1, e-mail: kettymiller@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7007-533X

В статье приведены результаты поперечного (cross-sectional) исследования образа жизни студентов аграрного университета. Дана количественная оценка (в баллах) составляющих образа жизни. Всего было выделено 5 блоков, значимых в формировании здоровья студентов: здоровое питание, величина суточной двигательной активности, режим дня, соблюдение правил личной гигиены и отсутствие вредных привычек. Полученные данные свидетельствуют, что из общего числа факторов, оказывающих значительное влияние на формирование здорового образа жизни студентов, является питание, двигательная активность, режим дня. У студентов 1 курса были выявлены нарушение кратности и регулярности питания, редкое употребление горячей пищи в вузе, дефицит двигательной активности, недостаточная продолжительность ночного сна, особенно выраженные нарушения в группе девушек. Исследование позволило выявить среди студентов группы риска в как целом по образу жизни, так и по отдельным его компонентам, которые требуют коррекции. Установлено, что число студентов, ведущих здоровый образ жизни (I вариант), больше среди юношей 5 курса и девушек 3 курса. Образ жизни с риском для здоровья (III вариант) более характерен для девушек 1 курса. Проведенный корреляционный анализ показал наличие связей между факторами «питание», «суточная двигательная активность», «режим дня», а также отдельными их составляющими, более выраженных в группе студентов 3 и 5 курсов. Полученные данные представлены администрации вуза для совместной разработки комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий с учетом приоритетных поведенческих рисков, характерных для студентов разных возрастно-половых групп.

Литература:

1. Ионова Т. И., Шевцова О. Г. Качество жизни и здоровьесберегающие факторы образа жизни студентов медицинского вуза. Медицина и организация здравоохранения. 2016; 1: 21–27.

2. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарев Л. М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2007; 352 с.

3. Климацкая Л. Г., Шпаков А. И., Ласкене С. И др. Двигательная активность как фактор формирования здорового образа жизни студенческой молодежи. Сибирское медицинское образование. 2011; 1: 61–67.

4. Полунина Н. В., Полунин В. С., Буслаева Г. Н. Здоровый образ жизни — важнейший фактор, определяющий здоровье индивидуума и общества в целом. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2019, 5: 136–137.

5. Кожевникова Н. Г., Катаева В. А. Гигиенические аспекты образа жизни студентов-медиков высших учебных заведений в современных условиях. Гигиена и санитария. 2011; 3: 75–77.

6. Лазарева С. В. Здоровье и образ жизни студентов учреждений начального и среднего профессионального образования. Общественное здоровье и здравоохранение. 2010; 4: 6–16.

7. Миннибаев Т. Ш. Теоретические и методические подходы к комплексному изучению состояния здоровья студентов и преподавателей вузов. Здоровье населения и среда обитания. 2012; 2: 15–17.

8. Латышевская Н. И., Левченко Н. В., Канищева Е. В. Характеристика морфофункционального статуса студентов аграрного университета. Саратовский научно-медицинский журнал. 2020; 4: 923–926.

9. Farhud, D. D. Impact of lifestyle on health. Iranian Journal of Public Health. 2015; 44: 1442–1444.

10. Henning MA, Krägeloh CU, Hawken SJ, Zhao Y, Doherty I (2012) The quality of life of medical students studying in New Zealand: a comparison with nonmedical students and a general population reference group. Teach Learn Med. 2012; 24 (4): 334–340.

11. Alimoradi, Z., Lin, C. Y., Broström, A., Bülow, P. H., Bajalan, Z., Griffi ths, M. D., et al. Internet addiction and sleep problems: A systematic review and meta-analysis. Sleep Medicine Reviews. 2019; 47: 51–61.

12. Burrows, T., Whatnall, M., Patterson, A., & Hutchesson, M. Associations between dietary intake and academic achievement in college students: A systematic review. Healthcare. 2017; 5: 1–13.

13. Волжакова В. В. Физкультурно-оздоровительная деятельность и физическая активность студентов аграрного университета как составляющие здорового образа жизни. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6: 196–197.

14. Сухарев А. Г., Игнатова Л. Ф., Стан В. В. и др. Основы гигиенического воспитания и формирование здорового образа жизни населения: учебное пособие для врачей. М.: РМАПО. 2011; 228 с.

15. Бабичева, И. В. Исследование объективных показателей физического здоровья и двигательной подготовленности студенток. Молодой ученый. 2016; 3: 1021–1024. — URL: https://moluch.ru/archive/107/24484/ (дата обращения: 16.02.2021).

16. Сысоева Ю. В. Физическая культура глазами студентов института экономики и управления Кемеровского государственного университета. Молодой ученый. 2018; 20: 86–88.

17. Нежкина Н. Н., Кулигин О. В., Чистякова Ю. В. и др. Комплексная оценка состояния здоровья студентов 1 курса медицинского вуза. Вестник Ивановской медицинской академии. 2011; 2: 11–13.

18. Загрутдинова А. Г. Особенности медицинской активности молодежи Республики Татарстан. Вестник экономики, права и социологии. 2013; 2: 203–205.

19. Говязина Т. Н., Уточкин Ю. А. Оценка основных поведенческих рисков в отношении здоровья студентов медицинского университета. Анализ риска здоровью. 2017: 84–90.

20. Карташова Е. А., Ушаков П. А. Двигательная активность и ее взаимосвязь с психофизическими показателями у студентов. Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум-2017» URL: https://scienceforum.ru/2017/ article/2017031126 (дата обращения: 25.02.2021).

1. Ionova T. I., Shevtsova O. G. Quality of life and health-preserving lifestyle factors of medical students. Meditsina i organizatsiya zdravookhraneniya (Medicine and health care organization). 2016; 1: 21–27. (in Russian)

2. Baranov A. A., Kuchma V. R., Sukharev L. M. Medical and social aspects of adaptation of modern adolescents to the conditions of education, training and work: a guide for doctors. M.: GEOTAR-Media. 2007. (in Russian)

3. Klimatskaya LG, Shpakov AI, Laskene S. et al. Motor activity as a factor in the formation of a healthy lifestyle among students. Sibirskoye meditsinskoye obrazovaniye (Siberian Medical Review). 2011; 1: 61–67. (in Russian)

4. Polunina N. V., Polunin V. S., Buslaeva G. N. A healthy lifestyle is the most important factor in determining the health of an individual and society as a whole. Sovremennyye problemy zdravookhraneniya i meditsinskoy statistiki (Current problems of health care and medical statistics). 2019, 5: 136–137. (in Russian)

5. Kozhevnikova N. G., Kataeva V. A. Hygienic aspects of the lifestyle of medical students of higher educational institutions in modern conditions. Gigiyena i sanitariya (Hygiene and sanitation). 2011; 3: 75–77. (in Russian)

6. Lazareva S. V. Health and lifestyle of students of institutions of primary and secondary vocational education. Obshchestvennoye zdorov’ye i zdravookhraneniye (Public Health and Health Care). 2010; 4: 6–16. (in Russian)

7. Minnibaev T. Sh. Theoretical and methodological approaches to the comprehensive study of the health status of students and university teachers. Zdorov’ye naseleniya i sreda obitaniya (Public Health and Life Environment). 2012; 2: 15–17. (in Russian)

8. Latyshevskaya N. I., Levchenko N. V., Kanishcheva E. V. Characteristics of the morphofunctional status of students of the agrarian university. Saratovskiy nauchno-meditsinskiy zhurnal (Saratov Journal of Medical Scientifi c Research). 2020; 4: 923–926. (in Russian)

9. Farhud, D. D. Impact of lifestyle on health. Iranian Journal of Public Health. 2015; 44: 1442–1444.

10. Henning MA, Krägeloh CU, Hawken SJ, Zhao Y, Doherty I (2012) The quality of life of medical students studying in New Zealand: a comparison with nonmedical students and a general population reference group. Teach Learn Med. 2012; 24 (4): 334–340.

11. Alimoradi, Z., Lin, C. Y., Broström, A., Bülow, P. H., Bajalan, Z., Griffi ths, M. D., et al. Internet addiction and sleep problems: A systematic review and meta-analysis. Sleep Medicine Reviews. 2019; 47: 51–61.

12. Burrows, T., Whatnall, M., Patterson, A., & Hutchesson, M. Associations between dietary intake and academic achievement in college students: A systematic review. Healthcare. 2017; 5: 1–13.

13. Volzhakova V. V. Physical culture and health improvement activities and physical activity of students of the agrarian university as components of a healthy lifestyle. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya (The world of science, culture and education). 2018; 6: 196–197. (in Russian)

14. Sukharev A. G., Ignatova L. F., Stan V. V. and other Fundamentals of hygienic education and the formation of a healthy lifestyle of the population. Moscow. 2011. (in Russian)

15. Babicheva, IV Research of objective indicators of physical health and motor fitness of female students. Molodoy uchenyy. 2016; 3: 1021–1024. (in Russian)

16. Sysoeva Yu. V. Physical culture through the eyes of students of the Institute of Economics and Management of Kemerovo State University. Molodoy uchenyy. 2018; 20: 86–88. (in Russian)

17. Nezhkina N. N., Kuligin O. V., Chistyakova Yu. V. Comprehensive assessment of the health status of 1st year students of a medical university. Vestnik Ivanovskoy meditsinskoy akademii (Bulletin of the Ivanovo Medical Academy). 2011; 2: 11–13. (in Russian)

18. Zagrutdinova A. G. Features of the medical activity of young people in the Republic of Tatarstan. Vechtnik ekonomiki, prava i sotsiologii (The Review of Economy, the Law and Sociology). 2013; 2: 203–205. (in Russian)

19. Govyazina T. N., Utochkin Yu. A. Assessment of the main behavioral health risks of medical university students. Analiz riska zdorov’yu (Health risk analysis). 2017: 84–90. (in Russian)

20. Kartashova E. A., Ushakov P. A. Motor activity and its relationship with psychophysical indicators in students. Materials of the IX International Student Scientific Conference «Student Scientific Forum-2017» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017031126 (date of access: 25.02.2021).

Одна из приоритетных задач демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. — укрепление здоровья населения, существенное снижение уровня социально значимых заболеваний, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни [1].

Всё большее внимание уделяется проблемам охраны здоровья студенческой молодежи, которая составляет 30 % населения, что не только определяет обороноспособность, трудовые ресурсы и экономическое развитие страны [2], но и имеет первостепенное значение для здоровья будущего поколения и населения в целом.

Формирование хронической патологии нередко происходит именно в молодом возрасте. Это обусловлено несформированным у молодежи отношением к своему здоровью как к ценности, низкой медицинской активностью и компетентностью по вопросам здорового образа жизни, широким распространением асоциальных форм поведения [3–6].

Среди факторов и основных причин, определяющих низкие показатели здоровья студенческой молодежи, многие авторы выделяют нездоровый образ жизни, неблагоприятные социально-экономические, экологические, санитарно-гигиенические условия обучения и жизнедеятельности (режим труда и отдыха, нерациональное питание, жилищные условия и т. д.), а также высокий уровень психического напряжения [7–12].

Приобщение к здоровому образу жизни, укрепление здоровья студенческой молодежи необходимо рассматривать как главную задачу воспитательного процесса в вузе.

С самого начала обучения в вузе необходимо помочь студентам, будущим специалистам, выбрать жизненные ценности, чтобы определить вектор личностно-профессионального развития [13].

Цель исследования — комплексная оценка образа жизни студентов для разработки профилактических и коррекционных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья и формированию устойчивой мотивации к здоровому образу жизни (ЗОЖ).

Выбор в качестве объекта исследования студентов аграрного университета обусловлен следующими обстоятельствами: а) особенности организации обучения студентов в университете аграрного направления, а именно начиная с третьего курса проведение практических занятий и производственной практики на экспериментальных площадках (агрономы, садоводство, лесоразведение), что связано с энерготратами, характерными для этой категории работ, а также воздействием комплекса неблагоприятных метеорологических параметров, что найдет отражение в последующих публикациях; б) отсутствие публикаций, содержащих сведения об особенностях обучения студентов в вузах сельскохозяйственного направления.

Для Цитирования:
Латышевская Наталья Ивановна, Левченко Наталья Викторовна, Куликов Владимир Сергеевич, Канищева Екатерина Вячеславовна, Комплексная оценка образа жизни студентов, обучающихся в аграрном университете. Санитарный врач. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: