Одна из приоритетных задач демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. — укрепление здоровья населения, существенное снижение уровня социально значимых заболеваний, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни [1].
Всё большее внимание уделяется проблемам охраны здоровья студенческой молодежи, которая составляет 30 % населения, что не только определяет обороноспособность, трудовые ресурсы и экономическое развитие страны [2], но и имеет первостепенное значение для здоровья будущего поколения и населения в целом.
Формирование хронической патологии нередко происходит именно в молодом возрасте. Это обусловлено несформированным у молодежи отношением к своему здоровью как к ценности, низкой медицинской активностью и компетентностью по вопросам здорового образа жизни, широким распространением асоциальных форм поведения [3–6].
Среди факторов и основных причин, определяющих низкие показатели здоровья студенческой молодежи, многие авторы выделяют нездоровый образ жизни, неблагоприятные социально-экономические, экологические, санитарно-гигиенические условия обучения и жизнедеятельности (режим труда и отдыха, нерациональное питание, жилищные условия и т. д.), а также высокий уровень психического напряжения [7–12].
Приобщение к здоровому образу жизни, укрепление здоровья студенческой молодежи необходимо рассматривать как главную задачу воспитательного процесса в вузе.
С самого начала обучения в вузе необходимо помочь студентам, будущим специалистам, выбрать жизненные ценности, чтобы определить вектор личностно-профессионального развития [13].
Цель исследования — комплексная оценка образа жизни студентов для разработки профилактических и коррекционных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья и формированию устойчивой мотивации к здоровому образу жизни (ЗОЖ).
Выбор в качестве объекта исследования студентов аграрного университета обусловлен следующими обстоятельствами: а) особенности организации обучения студентов в университете аграрного направления, а именно начиная с третьего курса проведение практических занятий и производственной практики на экспериментальных площадках (агрономы, садоводство, лесоразведение), что связано с энерготратами, характерными для этой категории работ, а также воздействием комплекса неблагоприятных метеорологических параметров, что найдет отражение в последующих публикациях; б) отсутствие публикаций, содержащих сведения об особенностях обучения студентов в вузах сельскохозяйственного направления.