Безопасность на железнодорожных переездах является одной из актуальных задач транспорта и инфраструктуры. Аварии на железнодорожных переездах приводят к большим жертвам и значительным экономическим потерям. Основными причинами этих аварий является грубое нарушение правил дорожного движения водителями, а также невозможность моментальной остановки поезда при обнаружении препятствия движению. Комплексная безопасность на железнодорожных переездах, помимо ограждения и сигнализации, включает транспортную безопасность, безопасность для пешеходов, экологическую безопасность и защиту от порчи и хищений имущества.
Ежегодный прирост автомобильного транспорта и незначительное уменьшение числа переездов только усугубляют данную проблему. Несмо тря на то что аварии со смертельным исходом составляют менее 1 % от общего числа аварий на автомобильных дорогах, среднее число жертв и размеры ущерба вследствие аварий на железнодорожных переездах намного больше. Угроза аварии существенно увеличивается при перевозке опасных грузов из-за возможности катастрофического исхода. На рис. 1 приведена диаграмма количества аварий на переездах в России за 2003–2014 гг [1].
Так, на 2015 г. на сети железных дорог насчитывалось 10 882 железнодорожных переезда, из них 2331 – обслуживаемый. На рис. 2 изображена диаграмма количества регулируемых и нерегулируемых железнодорожных переездов в Российской Федерации за 2004–2015 гг.
Во многих странах мира переезды, на которых осуществляется автомобильное движение, оборудуют дорожными знаками, устанавливаемыми за 50–250 м до переезда. Самым распространенным дорожным знаком, извещающим водителей о приближении к переезду, является знак в форме Андреевского креста – две перекрещивающиеся полосы в виде буквы «Х». Этот знак означает абсолютный приоритет железнодорожного транспорта перед автомобильным.
Основой для международной стандартизации знака является Венская конференция по дорожным знакам и сигналам, принятая в 1968 г. [2].