По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.216.235

Комплексная безопасность на железнодорожных переездах

Г. Г. Ахмедзянов канд. техн. наук, Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), 644046, г. Омск, пр. Маркса, 35, e-mail: 1zzzz1omsk@gmail.com;
Д. А. Лупаревич Институт автоматики, телекоммуникаций и информационных технологий (ОмГУПС), e-mail: dima_luparevich_@mail.ru;
Д. Д. Посох Институт автоматики, телекоммуникаций и информационных технологий (ОмГУПС), e-mail: minerva080295@gmail.com

В статье рассмотрены проблемы обеспечения безопасности и организации движения на железнодорожных переездах. Проведен анализ аварий на железнодорожных переездах. Предложены современные способы решения проблем организации движения на переездах.

Литература:

1. Анализ состояния безопасности движения поездов, надежности работы систем и устройств ЖАТ в хозяйстве автоматики и телемеханики в 2015 г. – М.: Маршрут, 2016. – 175 с.

2. Системы автоматики и телемеханики на железных дорогах мира: учебное пособие для вузов железнодорожного транспорта / Г. Теег, С. В. Власенко. – М.: Интекст, 2010. – 488 с.

3. Степанов Н. М. Автоматическая сигнализация на переездах и  искусственных сооружениях / М. А. Новиков. – М.: Транспорт, 1982. – 136 с.

4. Общий курс железных дорог: учебник / В. Н. Соколов, В. Ф. Жуковский и  др.; под ред. В. Н. Соколова. М.: Маршрут, 2002. – 295 с.

Безопасность на железнодорожных переездах является одной из актуальных задач транспорта и инфраструктуры. Аварии на железнодорожных переездах приводят к большим жертвам и значительным экономическим потерям. Основными причинами этих аварий является грубое нарушение правил дорожного движения водителями, а также невозможность моментальной остановки поезда при обнаружении препятствия движению. Комплексная безопасность на железнодорожных переездах, помимо ограждения и сигнализации, включает транспортную безопасность, безопасность для пешеходов, экологическую безопасность и защиту от порчи и хищений имущества.

Ежегодный прирост автомобильного транспорта и незначительное уменьшение числа переездов только усугубляют данную проблему. Несмо тря на то что аварии со смертельным исходом составляют менее 1 % от общего числа аварий на автомобильных дорогах, среднее число жертв и размеры ущерба вследствие аварий на железнодорожных переездах намного больше. Угроза аварии существенно увеличивается при перевозке опасных грузов из-за возможности катастрофического исхода. На рис. 1 приведена диаграмма количества аварий на переездах в России за 2003–2014 гг [1].

Так, на 2015 г. на сети железных дорог насчитывалось 10 882 железнодорожных переезда, из них 2331 – обслуживаемый. На рис. 2 изображена диаграмма количества регулируемых и нерегулируемых железнодорожных переездов в Российской Федерации за 2004–2015 гг.

Во многих странах мира переезды, на которых осуществляется автомобильное движение, оборудуют дорожными знаками, устанавливаемыми за 50–250 м до переезда. Самым распространенным дорожным знаком, извещающим водителей о приближении к переезду, является знак в форме Андреевского креста – две перекрещивающиеся полосы в виде буквы «Х». Этот знак означает абсолютный приоритет железнодорожного транспорта перед автомобильным.

Основой для международной стандартизации знака является Венская конференция по дорожным знакам и сигналам, принятая в 1968 г. [2].

Для Цитирования:
Г. Г. Ахмедзянов, Д. А. Лупаревич, Д. Д. Посох, Комплексная безопасность на железнодорожных переездах. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: