заведующий кафедрой электротехники, теплотехники и возобновляемых источников энергии ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», доктор технических наук, профессор. E-mail: grigorasch61@mail.ru
Известно, что качество подготовки научно-педагогических кадров зависит от требований к диссертациям учёных и диссертационным советам [5, с. 3–4]. Количество советов увеличивается, а качество диссертаций и их защиты ухудшается. Известно также, что успешным результатом обучения в аспирантуре является защита диссертации [7, с. 667–668]. Однако с 2014 г. введены общие образовательные программы, увеличилось количество дисциплин, изучаемых в аспирантуре, и основное внимание уделяется образованию, а научная работа, от которой зависит уровень профессиональной квалификации научно-педагогических кадров вуза, отошла на второй план.
Позиции Министерства образования и науки РФ, ВАК и РАН несколько различаются, но предлагаемые ими основные направления повышения качества диссертаций совпадают и заключаются в следующем:
— необходимо оптимизировать (сократить) от 30 до 40% действующих советов, одним из направлений оптимизации может стать объединение диссертационных советов, действующих на стыке научных направлений;
— необходимо понизить средний возраст членов диссертационных советов, это будет способствовать объективизации оценки качества диссертаций;
— членами диссертационных советов должны быть учёные с высоким уровнем научной и публикационной активности;
— необходимо на законодательном уровне повысить статус аспиранта.
При анализе позиций данных учреждений возникают некоторые вопросы и комментарии.
1. Откуда взяты цифры от 30 до 40% подлежащих сокращению диссертационных советов? Проводился ли (а если да, то как) мониторинг востребованности специалистов в регионах? В настоящее время в стране катастрофически не хватает специалистов технических, технологических и медицинских специальностей. Надо ли сокращать количество диссертационных советов по этим специальностям?