По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.108+174.8

Компетентностный подход в кадровой политике: покушение с негодными средствами

Симашенков Павел Дмитриевич канд. ист. наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и правового обеспечения государственной службы, Самарский университет государственного и муниципального управления «МИР», 443030, г. Самара, ул. Г. Аксакова, д. 21 E-mail: pavel.simashenckov@ yandex.ru

В статье сравниваются понятия компетенций и профессиональной компетентности. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о неэффективности компетентностной парадигмы в работе с персоналом. Автор предлагает вместо формальной «прокачки компетенций» реализовать творческий, личностно-ориентированный подход, основанный на непреходящих ценностях и лучших отечественных традициях кадровой политики.

Литература:

1. Алейникова С.М. «Русский мир»: белорусский взгляд: монография. – Минск: РИВШ, 2017. – 240 с.

2. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернетжурнал «Эйдос». – 2005.

3. Логан Д., Кинг Д. Лидер и племя: пять уровней корпоративной культуры. – М., 2018. – 304 с.

4. Мединцева И.П. Компетентностный под ход в образовании // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). – М.: Буки-Веди, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/65/3148/ (дата обращения: 27.10.2018).

5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. – М., 2002. – 396 с.

6. Симашенков П.Д. Власть-собственность как средство от власти собственников // Концепт. – 2018. – № 9. – С. 269 –279 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://e-koncept. ru/2018/183054.htm (дата обращения: 27.10.2018).

7. Симашенков П.Д. Исторический прогресс и инволюция идеалов: этико-философское исследование. – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. – 176 с.

8. Gillett А. Speak Business English like an American. Ann Arbor. – Michigan: Language success press, 2006. – 200 p.

Здесь, на острове Невезения,

Только плачут да Богу молятся.

В инновациях нет спасения:

Крокодил на кокос – не ловится!

Н. Русомиров, «Крамола грубого помола»

Отечественный менеджмент копирует зарубежные тренды столь же резво-истово, сколь безлико. Последнее десятилетие система профобразования дрейфует в уютном фарватере компетентностного подхода. Профит в том, что исповедание компетенций предоставляет российским работодателям и «представителям нанимателя» отличную возможность расширить дискреционные полномочия в кадровом вопросе, а личное усмотрение – едва ли не базовый компонент коррупции.

Компетентность трактуют и как мотивированную способность совершать конкретные действия в конкретной обстановке [5], и как освоенное умение.

Всё дело в смешении понятий (и, как следствие, в смещении акцентов), соответственно – в размытости критериев оценки персонала. Сравним: компетентность трактуют и как мотивированную способность совершать конкретные действия в конкретной обстановке [5], и как освоенное умение [4]. Налицо несуразный контраст между неприкрытым бихевиоризмом первого (западного) определения и схоластичностью дефиниции отечественного разлива. Вероятно, компетенция есть потенциальная, нереализованная компетентность.

В частности, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВПО-3) предлагает прозревать в компетенции «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области», причем конкретные требования стандарта зачастую походят на тосты с благими пожеланиями.

Например:

  • знание основ профессионального развития персонала, процессов обучения, управления карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала, организации работы с кадровым резервом, видов, форм и методов обучения персонала и умение применять их на практике (ПК-– для бакалавров в сфере управления персоналом;
  • способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-– для бакалавров в сфере государственного и муниципального управления.

Очевидно, толковать сие можно, как заблагорассудится, все позиции – беззастенчиво бессодержательные и откровенно оценочные, что и создает коррупционные риски при подборе кадров.

Для Цитирования:
Симашенков Павел Дмитриевич, Компетентностный подход в кадровой политике: покушение с негодными средствами. Кадровик. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: