По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.214.7

Компенсационные и стимулирующие формы вознаграждения персонала

Анна Федченко д-р экон. наук, профессор кафедры экономики труда и основ управления, Воронежский государственный университет, г. Воронеж E-mail: fedchenko@econ.vsu.ru

В статье рассмотрены условия вознаграждения персонала как как инструмента достижения положительных результатов управленческой деятельности. Приведена структура компенсационного и социального пакетов организации. Показан алгоритм расчета дохода работника, учитывающий компенсационные и стимулирующие формы вознаграждения персонала. обоснована роль неденежных форм вознаграждения персонала.

Литература:

1. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. — М.: Ин-т новой экономики, 1999.

2. Федченко А. А. Компенсационный пакет организации: подходы к формированию // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. — 2008. — № 1, — С. 114–122.

3. Щукин В. «Пульсирующий» фонд оплаты труда, или Почему будущее — не за твердыми окладами, а за компенсационными схемами// Кадровик. — 2004. — № 5, 6. — С. 27–37.

4. Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г., Федченко А. А. Экономика персонала. Часть II. Практика: Учебник. — М.: Альфа-Пресс, 2009. — 1312 с.

В российской практике вознаграждение за труд рассматривается как поощрение за выполненную работу, выплачиваемое, как правило, в денежной форме в соответствии с количеством и качеством труда работника, его трудовым вкладом и достигнутыми результатами. Понятия «вознаграждение» и «заработная плата» часто отождествляются, что обусловлено действующей ст. 129 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.

Формами вознаграждения за труд могут быть заработная плата, премии, доплаты и надбавки, а также поощрения в виде ценных подарков, ценных бумаг, предоставления жилья на льготных условиях и др. [1, с. 131]. Роль вознаграждения — стимулировать поведение работников, направив его на достижение стоящих перед организацией задач. Процесс определения вознаграждения должен, с одной стороны, учитывать деятельность работника и отражать качество трудовой жизни, а с другой — мотивировать его на достижение желаемого для организации результата.

Вознаграждение рассматривается как средство удовлетворения не только физиологических потребностей, но и потребности в безопасности. Величина вознаграждения может также рассматриваться как отражение степени уважения и уровня занимаемого положения. Если его рост отражает заслуги работника, то это показатель высокой оценки работника руководством, престижа и социального статуса. Можно рассматривать вознаграждение и как средство удовлетворения потребности в самоуважении.

Эффективная система вознаграждения повышает производительность работников, направляет их деятельность в нужное для организации русло.

Вознаграждение персонала может рассматриваться, с одной стороны, как все затраты, которые несет работодатель на основании трудового соглашения, с другой — это все, что человек считает ценным для себя.

Вознаграждение должно способствовать согласованию интересов работников и работодателя. Между зарплатой и достигнутыми трудовыми результатами работников должна быть ощутимая взаимосвязь с учетом «порога сытости» обычно равного двум средним доходам специалиста в данной области в данном регионе. При подходе к этому порогу работник на каждый следующий прирост денег реагирует все меньшим улучшением результатов своей деятельности. При переходе порога на 30 % от стоимости своей должности сотрудник снижает результаты.

Для Цитирования:
Анна Федченко, Компенсационные и стимулирующие формы вознаграждения персонала. Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: