По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.026

Компаративистика моделей профессионального развития и оценки компетенции педагогических работников

Фиофанова Ольга Александровна доктор педагогических наук, профессор кафедры ЮНЕСКО Института государственной службы и управления РАНХиГС, Россия, 119606, Москва, просп. Вернадского, д. 84, e-mail: fiofanova@mail.ru

Рассматриваются подходы к организации системы профессионального роста педагога, которая должна измениться как в связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт, так и в связи с изменением структуры компетенций современного преподавателя. Проводится сравнительный анализ моделей оценки компетенций преподавателя, которые должны стать составной частью системы его профессионального роста. Излагаются результаты анализа реформ систем профессионального роста преподавателей, проведенных в странах с высоким индексом профессионального педагогического развития (TALLIS).

Литература:

1. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог” (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pedagog-prof.org/ novosti/272-2016-12-07-11-54-01 (дата обращения: 15.10.2017).

2. Аттестация педагогических работников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mcko.ru/pages/teacher_attestation (дата обращения: 15.10.2017).

3. Вызовы и перспективы формирования общенациональной системы профессионального роста и развития учителя [Электронный ресурс] // Бюллетень в сфере образования. — 2016. — № 7. — Режим доступа: http://ac.gov.ru/fi les/ publication/a/8395.pdf (дата обращения: 15.10.2017).

4. Дополнительное профессиональное образование педагогических работников города Москвы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dpomos. ru (дата обращения: 15.10.2017).

5. Енчикова Е.С. Оценка качества образования в начальной школе (на основе инструмента SAM — Students Achievement Monitoring) / Е.С. Енчикова, Е.Ю. Карданова // Качество образования в Евразии. — 2014. — № 2. — С. 83–105.

6. Инженерный класс в московской школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://profi l.mos.ru/inj/o-proekte.html (дата обращения: 15.10.2017).

7. Материалы заседания Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования 23 декабря 2015 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51001 (дата обращения: 15.10.2017).

8. Медицинский класс в московской школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://profi l.mos.ru/med/o-proekte.html (дата обращения: 15.10.2017).

9. Модель дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями педагогических работников России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://стандартпедагога.рф (дата обращения: 15.10.2017).

10. Научно-технологический класс в московской школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://profi l.mos.ru/ntek/novosti/328-proektakademicheskie-klassy-budet-realizovan-v-10-moskovskikh-shkolakh.html (дата обращения: 15.10.2017).

11. Новую версию профстандарта педагога представили в рамках круглого стола с экспертами в сфере образования [Электронный ресурс] // Учительская газета. — 2016. — 15 декабря. — Режим доступа: http://www.ug.ru/news/20417 (дата обращения: 15.10.2017).

12. Подходы к использованию результатов оценки качества образования для построения Национальной системы учительского роста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id_4=5994 (дата обращения: 15.10.2017).

13. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// профстандартпедагога.рф/профстандарт-педагога/ (дата обращения: 15.10.2017).

14. Barber M. Consistently high performance: Lessons from the world’s top performing school systems / M. Barber, M. Murched. — MсKinsey & Company, 2007.

15. Creating Eff ective Teaching and Learning Environments: First Results from TALIS/ Organization for Economic co-operation and Development [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.oecd.org/berlin/43024880.pdf (дата обращения: 15.10.2017).

16. Hanushek E. Generalization about Using Value-Added Measures of Teacher Quality / E. Hanushek, S. Rivkin // American Economic Review. — 2010. — Vol. 100 (2). — P. 267–271.

17. Hargreaves А. What’s worth fi ghting for out there? Revised Edition / A. Hargreaves, M. Fullan. — New York; Teacher Federation, Buckingham, UK; Open University Press, 1996.

18. Indicators of Education Systems, INES [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.oecd.org/education/skills-beyond-school/49338320.pdf (дата обращения: 15.10.2017).

19. Nye B. How Large are Teacher Aff ects? / B. Nye, S. Konstantopoulos, L. Hedgres // Educational Evaluation and Policy Analysis. — 2007. — Vol. 26 (3). — P. 237–257.

20. PISA-2015 (OECD) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. oecd.org/pisa/pisa-2015-results-in-focus.pdf (дата обращения: 15.10.2017).

21. Rivkin S. Teachers, Schools and Student Achievement / S. Rivkin, E. Hanushek, J. Kain // Econometrica. — 2005. — Vol. 73 (2). — P. 417–458.

22. Rockoff J. The Impact of Individual Teachers on Student Achievement: Evidence from Panel Data / J. Rockoff // American Economic Review. — 2004. — Vol. 94 (20). — P. 247–252.

23. Teaching and Learning International Survey — TALIS [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.oecd.org/education/talis.htm (дата обращения: 15.10.2017).

Формирование национальной системы роста преподавателя [7] включает решение актуальной задачи — оценка его компетенций должна стать составной частью системы его профессионального роста.

Образовательные системы стран мира развивают национальные программы роста преподавателя с опорой на анализ результатов оценки качества образования на международном, национальном и внутришкольном уровнях. В международных исследованиях SABER (System Assessment and Benchmarking for Education Results), TEDS-M (Teacher Education and Development Study in Mathematics), NorBA (Nordic-Baltic comparative research in mathematics education) выявлено, что образовательные результаты учеников имеют связь с профессиональной деятельностью преподавателя [15; 16; 19; 21; 22].

Необходимо проанализировать организационные модели и инструменты, применяемые в международной практике оценки компетенций преподавателей. Задачами аналитической работы являются: 1) анализ организационных структур национальных систем учительского роста в разных странах (особенно в странах, демонстрирующих стабильно высокие результаты в оценке качества — PISA, PIRLS, TIMS); 2) анализ моделей и инструментов, применяемых в международной практике оценки компетенций учительского корпуса; 3) выявление изменений в структуре компетенций учителя в связи с тем, что приоритеты в структуре его деятельности меняются с предметно-методических на оценочно-аналитические, организационно-управленческие и социально-психологические; 4) формулировка предложений по организации программ профессионального развития, повышения квалификации, ориентированных на формирование данных компетенций как ключевых и относящихся к основной трудовой функции преподавателя согласно профстандарту [1].

Первые результаты использования оценочных процедур в целях построения национальной системы учительского роста были представлены в структуре следующих оцениваемых компонентов деятельности педагога: выполнение учебных заданий, владение методическими компетенциями, компетенциями оценивания результатов обучения, компетенция объяснять свои действия и планировать работу в соответствии с конкретными задачами [12]. Кроме структурированной оценки, в национальную систему учительского роста включаются: механизмы стимулирования; процедуры повышения квалификации на основе данных структурированной оценки, механизмы профессиональной помощи и поддержки учителей, механизмы развития среды профессионального общения педагогов.

Для Цитирования:
Фиофанова Ольга Александровна, Компаративистика моделей профессионального развития и оценки компетенции педагогических работников. Ученый совет. 2017;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: