Формирование национальной системы роста преподавателя [7] включает решение актуальной задачи — оценка его компетенций должна стать составной частью системы его профессионального роста.
Образовательные системы стран мира развивают национальные программы роста преподавателя с опорой на анализ результатов оценки качества образования на международном, национальном и внутришкольном уровнях. В международных исследованиях SABER (System Assessment and Benchmarking for Education Results), TEDS-M (Teacher Education and Development Study in Mathematics), NorBA (Nordic-Baltic comparative research in mathematics education) выявлено, что образовательные результаты учеников имеют связь с профессиональной деятельностью преподавателя [15; 16; 19; 21; 22].
Необходимо проанализировать организационные модели и инструменты, применяемые в международной практике оценки компетенций преподавателей. Задачами аналитической работы являются: 1) анализ организационных структур национальных систем учительского роста в разных странах (особенно в странах, демонстрирующих стабильно высокие результаты в оценке качества — PISA, PIRLS, TIMS); 2) анализ моделей и инструментов, применяемых в международной практике оценки компетенций учительского корпуса; 3) выявление изменений в структуре компетенций учителя в связи с тем, что приоритеты в структуре его деятельности меняются с предметно-методических на оценочно-аналитические, организационно-управленческие и социально-психологические; 4) формулировка предложений по организации программ профессионального развития, повышения квалификации, ориентированных на формирование данных компетенций как ключевых и относящихся к основной трудовой функции преподавателя согласно профстандарту [1].
Первые результаты использования оценочных процедур в целях построения национальной системы учительского роста были представлены в структуре следующих оцениваемых компонентов деятельности педагога: выполнение учебных заданий, владение методическими компетенциями, компетенциями оценивания результатов обучения, компетенция объяснять свои действия и планировать работу в соответствии с конкретными задачами [12]. Кроме структурированной оценки, в национальную систему учительского роста включаются: механизмы стимулирования; процедуры повышения квалификации на основе данных структурированной оценки, механизмы профессиональной помощи и поддержки учителей, механизмы развития среды профессионального общения педагогов.