Последние 15 лет инсульт и ишемическая болезнь сердца уносят больше всего человеческих жизней. Эти заболевания остаются ведущими причинами смерти в мире. Так, в 2015 году в общей сложности от них погибло 15 млн человек [1]. Данные территориально-популяционного регистра России за 2009–2010 годы показывают, что основной «вклад» в распространенность инсульта вносят ишемические инсульты, которые встречались в 5 раз чаще, чем геморрагические. Доля ишемических инсультов составила 80,0 % (80,3 и 79,5 % для мужчин и женщин соответственно) в 2009 году и 81,4 % (81,3 и 82,3 %) в 2010 году [2].
К важнейшим особенностям современной патологии человека относится преобладание хронических заболеваний, генез которых носит преимущественно мультифакторный характер, и заболеваний, отличающихся системностью поражения (атеросклероз, сахарный диабет, заболевания системы соединительной ткани и др.), а также коморбидность, или сосуществование у одного человека нескольких — двух и более заболеваний [3]. Вопросы коморбидности на сегодняшний день становятся все более актуальными. Данные ретроспективного исследования, проведенного Wong и соавторами [4] (периоды сравнения — 1988–1994 и 2003–2008 гг.), свидетельствуют, что за последние десятилетия относительное количество больных во взрослой популяции пациентов, имеющих как минимум пять заболеваний, выросло с 42 до 58 %. Одновременное формирование у пациента нескольких заболеваний существенно влияет на качество оказания помощи, утяжеляет течение основного заболевания, а также ухудшает прогноз на реабилитацию и последующее восстановление [5, 6]. Одно из последних исследований влияния коморбидности на течение ОНМК, проведенное в Бразилии, показало, что коморбидность — независимый предиктор летальности после инсульта, а наличие двух-трех коморбидных состояний увеличивает риск смертности в течение 9 лет после события.
Цель исследования — определить структуру коморбидности и её влияние на течение раннего восстановительного периода пациентов, перенесших ОНМК и имеющих уровень функциональной активности 4–5 баллов по шкале Рэнкина (mRS) по окончании острого периода заболевания.