Информационная эпоха основана в значительной степени на коммуникации между людьми, осуществляемой различными коммуникационными средствами, — они формируют новое поколение лидеров массовой коммуникации, а отсюда — новое качество власти, которая все более опирается на культуру управления массами. Если в прошлые столетия во взаимоотношениях с обществом, с другими государствами власть чаще рассчитывала на насилие, то ныне она находит опору в культуре влияния на массового человека, в развитии массовых коммуникаций. Среди различных видов культуры — материальной, общественно-политической, жизнеобеспечения — все более доминирует культура массовых коммуникаций — культура влияния на человека. И умение управлять этой культурой приобретает принципиальное значение.
Регулируемое движение информации внутри общества, включенность в систему образования все больших слоев населения, интенсивное развитие СМИ, интернета, рекламы, массовой культуры, общественных форумов — все это становится непременными инструментами власти, без которых она не может выполнять свои функции. Причем это касается любой власти — политической и экономической, центральной и региональной.
Все более сила власти оценивается не столько по мощи административного аппарата и наличию материальных ресурсов, состоянию производительных сил, сколько по широте использования технологий массовых коммуникаций, обладающих культурой влияния на человека. Все заметнее становится, что не примат промышленных технологий, объемов производства и организации труда, не энергоресурсы, не выверенная структура власти, не силовые структуры, а массовые коммуникации «держат» общество. Говоря словами Ю. Хабермаса, пришла пора не «полагаться на разум производительных сил, т.е. в конечном счете на разум естествознания и техники», а больше доверять «производительной силе коммуникации, которая наиболее отчетливо выражается в борьбе за социальное освобождение» [7, c. 83–84]. Именно производительная сила коммуникаций в значительной степени определяет уровень свободы и демократии общества, его справедливость, его альтруизм, его обращенность к человеку.