По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 32.019.5 DOI:10.33920/nik-02-2110-05

Коммуникационная культура: свет и тени

Макаревич Эдуард Федорович главный научный сотрудник Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, д-р соц. наук, Российская Федерация, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. почта: edward.makarevich@mail.ru, ORCID: 0000-0001-7957-9382
Карпухин Олег Иванович главный научный сотрудник Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, д-р соц. наук, проф., заслуженный деятель науки Российской Федерации, Российская Федерация, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. почта: oi-karpuhin@mail.ru

Культура массовых коммуникаций, именно как культура, способна изменять мир, изменять страны, организации, людей. Именно массовые коммуникации, обладающие культурой знаний и технологий, становятся лидерами изменений. Потому что инструментом этих изменений выступают образы, которые создаются социологическими, семиотическими, художественными методами и которые меняют первоначальные сущности. Образы глобальны по своей сути, и строительный материал для них — это и артефакты, извлеченные из прошлых эпох, это и сущности настоящего, это и прогнозы —мечты будущего. Этот строительный материал накоплен всем историческим и современным знанием, и поэтому он основателен. Если из этого материала складывается содержание массовых коммуникаций, то они в силах противостоять радикализму постмодерна. Авторы показывают: в наши дни меняется сама движущая сила социальных изменений, ею становится информационная среда, несущая определенные образы посредством информационных технологий, позволяющих эффективно реагировать на вызовы цивилизации — высокотехнологичной и рыночной. Анализ изменения системы ценностей европейской цивилизации в информационную эпоху позволяет авторам показывать, что движущая сила ее развития основательно смещается в сферу изменений сущностей, влияния на людей, в сферу «обработки людей людьми», которая становится тотальной. Материалы статьи могут оказаться полезными в рамках направлений подготовки «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью».

Литература:

1. Общая теория действия. Социальные системы. Т. Парсонс // Громов И.А. Западная теоретическая социология / Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. — СПб.: Ольга, 1996. — 286 с.

2. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Культурология» / А.В. Соколов; С.-Петерб. гос. ун-т профсоюзов. Б-ка гуманитар. ун-та. — СПб., 1996. — 319 с.

3. Крауч К. Странная не-смерть неолиберализма [Текст] / Колин Крауч; [пер. с англ. Д. Кралечкина]; Российская акад. народного хоз-ва и гос. службы при Президенте Российской Федерации. — М.: Дело, 2012. — 270 с.

4. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. — Т. 21. — М.: Госуд. изд-во политич. лит-ры, 1961. — 745 с.

5. Московичи С. Век толп [текст]: исторический трактат по психологии масс / Серж Московичи; [пер. с французского Емельяновой Т.П.]; Российская академия наук, Институт психологии, Франция, Дом наук о человеке. — М.: Центр психологии и психотерапии, 1996. — 478 с.

6. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Фрэнк Уэбстер; пер. с англ. М.В. Арапова и Н.В. Малыхиной; под ред. Е.Л. Вартановой. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 398 с.

7. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Моск. лекции и интервью / Юрген Хабермас; [Рос. АН, Ин-т философии]. — М.: АО «Ками»: Изд. центр Academia, 1995. — 244 с.

1. Obshchaya teoriya deystviya. Sotsial'nyye sistemy. T. Parsons // Gromov I.A. Zapadnaya teoreticheskaya sotsiologiya / Gromov I.A., Matskevich A.YU., Semenov V.A. — SPb.: Ol'ga, 1996. — 286 s.

2. Sokolov A.V. Vvedeniye v teoriyu sotsial'noy kommunikatsii: ucheb. posobiye dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po spetsial'nosti «Kul'turologiya» / A.V. Sokolov; S.-Peterb. gos. un-t profsoyuzov. B-ka gumanitar. un-ta. — SPb., 1996. — 319 s.

3. Krauch K. Strannaya ne-smert' neoliberalizma [Tekst] / Kolin Krauch; [per. s angl. D. Kralechkina]; Rossiyskaya akad. narodnogo khoz-va i gos. sluzhby pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii. — M.: Delo, 2012. — 270 s.

4. Marks K. i Engel's F. Soch.: 2-ye izd. — T. 21. — M.: Gosud. izd-vo politich. lit-ry, 1961. — 745 s.

5. Moskovichi S. Vek tolp [tekst]: istoricheskiy traktat po psikhologii mass / Serzh Moskovichi; [per. s frantsuzskogo Yemel'yanovoy T.P.]; Rossiyskaya akademiya nauk, Institut psikhologii, Frantsiya, Dom nauk o cheloveke. — M.: Tsentr psikhologii i psikhoterapii, 1996. — 478 s.

6. Uebster F. Teorii informatsionnogo obshchestva / Frenk Uebster; per. s angl. M.V. Arapova i N.V. Malykhinoy; pod red. Ye.L. Vartanovoy. — M.: Aspekt Press, 2004. — 398 s.

7. Khabermas YU. Demokratiya. Razum. Nravstvennost': Mosk. lektsii i interv'yu / Yurgen Khabermas; [Ros. AN, In-t filosofii]. — M.: AO «Kami»: Izd. tsentr Academia, 1995. — 244 s.

Информационная эпоха основана в значительной степени на коммуникации между людьми, осуществляемой различными коммуникационными средствами, — они формируют новое поколение лидеров массовой коммуникации, а отсюда — новое качество власти, которая все более опирается на культуру управления массами. Если в прошлые столетия во взаимоотношениях с обществом, с другими государствами власть чаще рассчитывала на насилие, то ныне она находит опору в культуре влияния на массового человека, в развитии массовых коммуникаций. Среди различных видов культуры — материальной, общественно-политической, жизнеобеспечения — все более доминирует культура массовых коммуникаций — культура влияния на человека. И умение управлять этой культурой приобретает принципиальное значение.

Регулируемое движение информации внутри общества, включенность в систему образования все больших слоев населения, интенсивное развитие СМИ, интернета, рекламы, массовой культуры, общественных форумов — все это становится непременными инструментами власти, без которых она не может выполнять свои функции. Причем это касается любой власти — политической и экономической, центральной и региональной.

Все более сила власти оценивается не столько по мощи административного аппарата и наличию материальных ресурсов, состоянию производительных сил, сколько по широте использования технологий массовых коммуникаций, обладающих культурой влияния на человека. Все заметнее становится, что не примат промышленных технологий, объемов производства и организации труда, не энергоресурсы, не выверенная структура власти, не силовые структуры, а массовые коммуникации «держат» общество. Говоря словами Ю. Хабермаса, пришла пора не «полагаться на разум производительных сил, т.е. в конечном счете на разум естествознания и техники», а больше доверять «производительной силе коммуникации, которая наиболее отчетливо выражается в борьбе за социальное освобождение» [7, c. 83–84]. Именно производительная сила коммуникаций в значительной степени определяет уровень свободы и демократии общества, его справедливость, его альтруизм, его обращенность к человеку.

Для Цитирования:
Макаревич Эдуард Федорович, Карпухин Олег Иванович, Коммуникационная культура: свет и тени. Ученый совет. 2021;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: