По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2406-06

Коммуникации и эффективность управления

Дашук Светлана Анатольевна главная медицинская сестра, ГБУЗ СО «Тольяттинская стоматологическая поликлиника № 3», 445008, г. Тольятти, ул. Л. Чайкиной, д. 67а, e-mail: sd1964@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3535-1559
Изевлина Наталья Леонидовна ассистент кафедры сестринского дела, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: n.l.izevlina@samsmu.ru, https://orcid.org/0000-0003-4738-4999

Успех любой медицинской организации зависит от эффективности коммуникационного процесса, состояния коммуникационной сети, результативного внутреннего информационного взаимодействия и коммуникационных способностей руководителей всех уровней. Цель. Изучить эффективность коммуникаций Самарского диагностического центра и определить основные коммуникативные барьеры в работе руководителей сестринской службы. Результаты. Изучен коммуникационный процесс в медицинской организации, определены коммуникационные способности и коммуникационные барьеры руководителей сестринских служб, сформулированы рекомендации, позволяющие улучшить коммуникационный процесс среди медицинских работников. Заключение. Особую роль в системах «медицинская сестра — пациент», «медицинская сестра — коллега», «медицинская сестра — руководитель» приобретают коммуникационные процессы, которые делают более эффективными процессы лечения, реабилитации и профилактики. Необходимо отметить, что коммуникационные процессы, выстраивающиеся в медицинских организациях, пока еще недостаточно изучены и требуют дальнейших исследований.

Литература:

1. Асимов М. А. Коммуникативная компетентность медицинской сестры в конфликтной ситуации /М. А. Асимов, С. Х. Мадалиева, С. Т. Ерназарова, Р. Н. Алибаева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2014. — № 11–1; С. 87–89.

2. Кропотова С. В. Коммуникации в деятельности руководителя сестринской службы /С. В. Кропотова // Медсестра. — 2023. — № 9 (202); С. 38–42.

3. Петухова Т.П. Влияние деловых и личностных характеристик главной медицинской сестры на микроклимат коллектива /Т. П. Петухова //Медсестра. — 2023. — № 12 (205); С. 32–40.

4. Спивак И. М. Коммуникативная компетентность медицинских сестер как составляющая траектории профессионального развития /И. М. Спивак, И. Н. Высоцкая //Методология и технология непрерывного профессионального образования. — 2021. — № 2 (6); С. 40–50.

1. Asimov M.A. Kommunikativnaia kompetentnost meditsinskoi sestry v konfliktnoi situatsii [Communicative competence of a nurse in a conflict situation] /M.A. Asimov, S.Kh. Madalieva, S.T. Ernazarova, R.N. Alibaeva // Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamentalnykh issledovanii [International Journal of Applied and Fundamental Research]. – 2014. – No. 11-1; pp. 87-89. (In Russian)

2. Kropotova S.V. Kommunikatsii v deiatelnosti rukovoditelia sestrinskoi sluzhby [Communications in the activities of the head of nursing service] /S.V. Kropotova // Medsestra [Nurse]. – 2023. – No. 9(202); pp. 38-42. (In Russian)

3. Petukhova T.P. Vliianie delovykh i lichnostnykh kharakteristik glavnoi meditsinskoi sestry na mikroklimat kollektiva [The influence of business and personal characteristics of the chief nurse on the microclimate of the team] /T.P. Petukhova // Medsestra [Nurse]. – 2023. – No. 12(205); pp. 32-40. (In Russian)

4. Spivak I.M. Kommunikativnaia kompetentnost meditsinskikh sester kak sostavliaiushchaia traektorii professionalnogo razvitiia [Communicative competence of nurses as a component of the trajectory of professional development] /I.M. Spivak, I.N. Vysotskaia // Metodologiia i tekhnologiia nepreryvnogo professionalnogo obrazovaniia [Methodology and Technology of Continuous Professional Education]. – 2021. – No. 2(6); pp. 40-50. (In Russian)

Естественным способом существования человека является его связь с другими людьми. В процессе общения люди неизменно обмениваются информацией и взаимодействуют. Среди множества возможных ситуаций общения особое место занимает общение деловое, служащее способом организации и оптимизации производственной деятельности. Информационное обеспечение самым тесным образом связано с коммуникацией во всех её проявлениях [1, 2].

Для медицинских организаций очень высока значимость коммуникаций, т. к. сама должность медицинского работника подразумевает общение как с хорошо знакомыми людьми (коллегами), так и с малознакомыми (партнеры, пациенты). Особая роль отводится руководителю сестринской службы, который является связующим звеном между администрацией и подчиненными, врачами и рядовыми медицинскими сестрами. Сестра-руководитель является источником информации для своих подчиненных, администрации, врачебного персонала, а также внешнего окружения своей организации, которые в свою очередь являются информационными носителями для нее [3, 4].

Цель исследования: изучение эффективности коммуникаций Самарского диагностического центра (СДЦ) и определение основных коммуникативных барьеров в работе руководителей сестринской службы.

• социологический метод (анкетирование);

• статистические методы (качественный и количественный анализ).

Анкетирование — социологический метод получения информации с помощью ответов на вопросы опросного листа. В ходе исследовательской работы были разработаны специальные анкеты. В анкетировании принимали участие 8 руководителей сестринских служб (старших медицинских сестер) и 30 рядовых медицинских сестер. Для определения коммуникационных способностей и основных коммуникативных преград в межличностных коммуникациях руководителей сестринских служб анкета была предложена рядовым медицинским сестрам.

Результаты исследования коммуникационной сети и коммуникационного процесса в Самарском диагностическом центре. Информационный обмен неизменно предполагает существование различных каналов, по которым передаются факты, чувства, мнения. Коммуникации должны осуществляться как сверху вниз, так и в противоположном направлении, с возможно большим числом разветвлений «вширь», базироваться на четких недвусмысленных высказываниях и заметной адекватной реакции на них.

Для Цитирования:
Дашук Светлана Анатольевна, Изевлина Наталья Леонидовна, Коммуникации и эффективность управления. Медсестра. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: