По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.61:614.2 DOI:10.33920/med-17-2110-08

Коммерциализация деятельности медицинских учреждений — устойчивая тенденция

В.А. Лебедев канд. экон. наук, заведующий Учебно-проектной лабораторией междисциплинарного развития ИТ-компетенций, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: lebedev.var@rea.ru, ORCID: 0000-0003-2748-6234
Е.И. Лебедева канд. юрид. наук, доцент кафедры права, эксперт Некоммерческого партнерства «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», 125009, Москва, ул. Тверская, д. 22б, стр. 3, E-mail: avpra@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5197-1913

Рассмотрены особенности хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, в том числе установленные действующим законодательством ограничения и запреты в отношении бюджетных учреждений; интересы государства и медицинского учреждения с позиции дальнейшего повышения эффективности их деятельности при оказании платных медуслуг. Проведен анализ новелл законодательства, регламентирующего платные услуги, оказываемые в том числе бюджетными медицинскими учреждениями; инициатив законодателя по расширению самостоятельности бюджетных учреждений, в том числе в части распоряжения доходами, полученными ими от приносящей доход деятельности; последних изменений правовой организации медицинской деятельности, включая доуточнение договорного механизма оказания медучреждениями платных профильных услуг.

Литература:

1. Айдаралиева Я.Д. Нормативно-правовое обеспечение реализации платных медицинских услуг в учреждениях здравоохранения / В сб.: Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки. Сборник статей международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 71–75 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36436451.

2. Алсынбаева Э.М., Задина А.М. Проблемы оказания платных медицинских услуг государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2020. — № 11–4 (50). — С. 9–12 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44391078.

3. Белова Н.И., Корепанова А.А. Платные медицинские услуги в государственных учреждениях здравоохранения: оценка врачей / В сб.: Социальные проблемы сквозь призму социологических и маркетинговых исследований. Сборник исследовательских очерков и методических материалов. Российский государственный гуманитарный университет. — М., 2021. — С. 73–114 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46147777.

4. Власова О.В. Совершенствование финансового обеспечения учреждения здравоохранения на основе внедрения платных медицинских услуг // Региональный вестник. — 2018. — № 1 (10). — С. 34–36 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35049377.

5. Зенкова А.А., Беляева Т.А., Навальный С.В. Оказание платных медицинских услуг бюджетными медицинскими учреждениями // Научные исследования XXI века. — 2020. — № 2 (4). — С. 169–172 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=42765287.

6. Кадыров Ф.Н. Вопросы оказания платных медицинских услуг государственными (муниципальными) учреждениями здравоохранения // Менеджер здравоохранения. — 2019. — № 3. — С. 79–80 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37283016.

7. Трофимова Л.Б., Проданова Н.А. Институциональный анализ нормативно-законодательной базы учета и отчетности организаций государственного сектора // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2020. — № 3. — С. 29–38 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 42754126.

8. Ушакова Е.В., Косенко Т.С., Сидоровъ Н.С. Проблема коммерциализации медицинской сферы и медицинского образования: социально-философский и экономический аспекты // Философия образования. — 2020. — Т. 20, № 1. — С. 94–112 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42658328.

1. Aidaralieva Ya.D. Regulatory and legal support for the implementation of paid medical services in healthcare institutions / In the collection: Modern problems and promising directions of innovative development of science. Collection of articles of the international scientific and practical conference. 2018. pp. 71–75. [Electronic resource] / — Electron. dan. — Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36436451.

2. Alsynbaeva E.M., Zadina A.M. Problems of providing paid medical services by state and municipal healthcare institutions // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020. No. 11–4 (50). pp. 9–12. [Electronic resource] / — Electron. dan. — Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44391078.

3. Belova N.I., Korepanova A.A. Paid medical services in state health care institutions: evaluation of doctors / In the collection: Social problems through the prism of sociological and marketing research. Collection of research essays and methodological materials. Russian State University for the Humanities. Moscow, 2021. pp. 73–114. [Electronic resource] / — Electron. dan. — Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46147777.

4. Vlasova O.V. Improving the financial support of a healthcare institution based on the introduction of paid medical services // Regional Bulletin. 2018. No. 1 (10). pp. 34–36. [Electronic resource] / — Electron. dan. — Access mode: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=35049377.

5. Zenkova A.A., Belyaeva T.A., Navalny S.V. Rendering of paid medical services by budgetary medical institutions // Scientific research of the XXI century. 2020. No. 2 (4). pp. 169–172. [Electronic resource] / — Electron. dan. — Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42765287.

6. Kadyrov F.N. Issues of rendering paid medical services by state (municipal) healthcare institutions // Health care manager. 2019. No. 3. pp. 79–80. [Electronic resource] / — Electron. dan. — Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37283016.

7. Trofimova L.B., Prodanova N.A. Institutional analysis of the regulatory and legislative framework for accounting and reporting of public sector organizations // Accounting and taxation in budget organizations. 2020. No. 3. pp. 29–38. [Electronic resource] / — Electron. dan. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=42754126.

8. Ushakova E.V., Kosenko T.S., Sidorov N.S. The problem of commercialization of the medical sphere and medical education: socio-philosophical and economic aspects. 2020. Vol. 20. No. 1. pp. 94–112. [Electronic resource] / — Electron. dan. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=42658328.

Кардинальные изменения системы финансирования бюджетных учреждений1 оказали существенное влияние на всю государственную политику в сфере оказания социальных услуг. Был изменен механизм взаимоотношений государства и граждан: теперь финансовое обеспечение оказания социальных услуг в сфере образования, медицины, науки и культуры осуществляется не только по прямым государственным заданиям (так называемое «подушевое финансирование»), а также по договорам с физическими и юридическими лицами — на платной основе за счет «заказчика».

Бюджетные учреждения занимают особое положение среди хозяйствующих субъектов, что обусловлено правовой средой бюджетного учреждения, его включением в рыночные отношения на основе целевого использования и распоряжения принадлежащим ему имуществом. Доуточнение правового поля деятельности бюджетных медучреждений продолжает совершенствоваться, и все очевиднее становится расширение их самостоятельности. Однако, несмотря на такую тенденцию развития правовых норм, регламентирующих бюджетную сферу, законодатель не готов «отпустить» бюджетные учреждения в «свободное плавание», что отражает интересы государства, обеспечивающего указанные конституционные гарантии в социальной сфере. Одна из таких гарантий — право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленное ст. 41 Конституции РФ2. При этом установлена ключевая гарантия: «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Традиционное положение бюджетных учреждений изначально «задано» государством и определяется в соответствие со ст. 123.21 ГК РФ3: бюджетное учреждение является унитарной некоммерческой организацией, созданной собственником (государством) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. При этом «унитарность» определяется тем, что «при создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц».

Для Цитирования:
В.А. Лебедев, Е.И. Лебедева, Коммерциализация деятельности медицинских учреждений — устойчивая тенденция. Бухучет в здравоохранении. 2021;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: