Кардинальные изменения системы финансирования бюджетных учреждений1 оказали существенное влияние на всю государственную политику в сфере оказания социальных услуг. Был изменен механизм взаимоотношений государства и граждан: теперь финансовое обеспечение оказания социальных услуг в сфере образования, медицины, науки и культуры осуществляется не только по прямым государственным заданиям (так называемое «подушевое финансирование»), а также по договорам с физическими и юридическими лицами — на платной основе за счет «заказчика».
Бюджетные учреждения занимают особое положение среди хозяйствующих субъектов, что обусловлено правовой средой бюджетного учреждения, его включением в рыночные отношения на основе целевого использования и распоряжения принадлежащим ему имуществом. Доуточнение правового поля деятельности бюджетных медучреждений продолжает совершенствоваться, и все очевиднее становится расширение их самостоятельности. Однако, несмотря на такую тенденцию развития правовых норм, регламентирующих бюджетную сферу, законодатель не готов «отпустить» бюджетные учреждения в «свободное плавание», что отражает интересы государства, обеспечивающего указанные конституционные гарантии в социальной сфере. Одна из таких гарантий — право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленное ст. 41 Конституции РФ2. При этом установлена ключевая гарантия: «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».
Традиционное положение бюджетных учреждений изначально «задано» государством и определяется в соответствие со ст. 123.21 ГК РФ3: бюджетное учреждение является унитарной некоммерческой организацией, созданной собственником (государством) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. При этом «унитарность» определяется тем, что «при создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц».