Письмо Минфина России от 27.05.2016 № 03–03–07/30694
Судя по указанному письму, чиновники так и не примирились с тем, что стоимость натуральной оплаты труда можно в полной сумме учесть при расчете налога на прибыль. Они свою позицию аргументируют следующим образом.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для ведения деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно п. 49 ст. 270 НК РФ, в целях налогообложения прибыли не учитываются.
Согласно ст. 255 НК РФ для целей налога на прибыль в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной или натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми или коллективными договорами.
В ст. 131 ТК РФ определено, что в соответствии с коллективным или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству РФ и международным договорам РФ.
Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы.
Таким образом, расходы на оплату труда, выплачиваемые в неденежной форме в рамках трудового законодательства, могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль при условии их соответствия критериям ст. 252 НК РФ.
Казалось бы, чиновники признают, что если оплата труда в натуральной форме имеет экономическую обоснованность, то ее можно учесть в налоговых расходах в размере фактических затрат.
Обратите внимание! «В рамках трудового законодательства» — иначе говоря, имеется в виду пресловутый лимит в размере 20%.