Письмо Минфина России от 11.03.16 № 03-03-06/13684
В письме рассматривается ситуация, когда организация потратила деньги на обучение потенциального работника, но на работу он так и не вышел. В соответствии с п. 3 ст. 264 НК РФ, к прочим расходам относятся затраты налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, на профессиональную подготовку и переподготовку его работников.
Эти затраты включаются в состав прочих расходов, если обучение проходят работники налогоплательщика, заключившие с ним трудовой договор, или физические лица, заключившие с налогоплательщиком договор, предусматривающий обязанность гражданина не позднее трех месяцев после окончания указанного обучения, профессиональной подготовки и переподготовки, оплаченных организацией, заключить с ней трудовой договор и отработать у нее не менее одного года.
В случае если трудовой договор между указанным физическим лицом и налогоплательщиком был прекращен до истечения одного года с начала его действия, то налогоплательщик обязан включить во внереализационные доходы отчетного или налогового периода, в котором прекратил действие данный трудовой договор, указанную сумму, учтенную ранее при исчислении налоговой базы.
Это не относится к случаям прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Они перечислены в ст. 83 ТК РФ: к ним, в частности, относятся внешние чрезвычайные обстоятельства, призыв в армию, болезни, смерть, дисквалификация и т.п.
Между тем, в случае если трудовой договор физического лица с налогоплательщиком не был заключен по истечении трех месяцев после окончания обучения, оплаченного организацией, то указанные расходы также включаются во внереализационные доходы отчетного или налогового периода, в котором истек данный срок заключения трудового договора.
К сожалению, подп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ оказался построен так, что к данной последней ситуации ст. 83 ТК РФ как бы и не применяется.