По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Комментарии Банка России на актуальные вопросы, предложения и темы для обсуждения, поступившие от кредитных организаций— членов Ассоциации «Россия»

Поддерживает ли Банк России дальнейшее расширение перечня уполномоченных банков, которые имеют право на открытие счетов эскроу для расчетов по договорам участия в долевом строительстве (например, в части изменений по критерию «наличие у банка кредитного рейтинга»)?

Внедрение нового инструмента в виде счетов эскроу для расчетов по договорам участия в долевом строительстве направлено на обеспечение прав граждан — участников долевого строительства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2018 № 697 определены требования, которым должны соответствовать банки, имеющие право на открытие расчетных счетов застройщикам и счетов эскроу для расчетов по договорам участия в долевом строительстве. Представляется, что дальнейшее расширение перечня за счет снижения требований к уполномоченным банкам увеличивает риски для застройщиков и физических лиц (по страхованию средств на счетах эскроу), в связи с чем не поддерживается. Одновременно отмечаем, что снижение требований к кредитному рейтингу уполномоченных банков с июня 2019г. с А– до ВВВ– позволило включить в состав уполномоченных банков более 30 банков. Вместе с тем результаты анализа показали, что большинство банков с рейтингом от ВВВ+ до ВВВ– не планируют осуществление указанных операций, в настоящее время только один из них приступил к осуществлению проектного финансирования, ряд банков сообщили о проведении подготовительных мероприятий к работе с застройщиками. Таким образом, снижение требований не привело к расширению перечня фактических участников проектного финансирования.

На текущий момент гарантии, предлагаемые АО «ДОМ.РФ», являются единственным механизмом поддержки проектного финансирования застройщиков по схеме эскроу-счетов. Использование гарантий позволяет снизить нагрузку на капитал (риск-вес 20 %, вместо 100%), но ряд1 ограничений не позволяет использовать их как механизм снижения кредитного риска. При этом стоимость гарантии оказывает существенное давление на рентабельность финансирования застройщиков. При заданных условиях использования гарантий они являются дорогостоящим инструментом по снижению нагрузки на капитал для наращивания объемов финансирования отрасли. Рассматриваются ли дополнительные (альтернативные) варианты поддержки проектного финансирования застройщиков по схеме эскроу-счетов, предусматривающие: возможность снижения риск-веса по задолженности в рамках проектного финансирования застройщиков по схеме эскроу при расчете RWA; упрощение процесса аккредитации банков при получении гарантий, в том числе исключение требований по изучению и мониторингу внутренних процедур/процессов риск-менеджмента банка (в настоящее время это сложный процесс, предусматривающий значительное раскрытие информации, являющейся банковской и коммерческой тайной); более низкую стоимость гарантий (например, по аналогии с гарантиями АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» в рамках Программы 6.5 до уровня 0,1 % от размера задолженности); смягчение иных условий (в том числе указанных в пунктах «a»–«в» сноски), ограничивающих возможность использования гарантий как механизм снижения кредитного риска; отнесение поручительства «ДОМ.РФ» к I категории качества обеспечения по аналогии с гарантиями и поручительством акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», позволяющей формировать резерв по таким ссудам с учетом данного обеспечения?

Для Цитирования:
Комментарии Банка России на актуальные вопросы, предложения и темы для обсуждения, поступившие от кредитных организаций— членов Ассоциации «Россия». Валютное регулирование. Валютный контроль. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: