Комиссия по трудовым спорам как орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров имеет более чем шестидесятилетнюю историю, она датируется моментом принятия Указа Президиума ВС СССР от 31.01.1957 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения трудовых споров». Однако «до этого времени в России действовали фабричные инспекции, которые впоследствии стали прототипом для создания КТС» [1, С. 369], что позволяет говорить о еще более длительной истории.
Комиссия по трудовым спорам (далее — КТС) как досудебный орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров за всю историю зарекомендовала себя как орган, направленный на миролюбивое рассмотрение спора. Это также максимально доступный и вместе с тем оперативный способ защиты трудовых прав работников. Более того, еще одним из преимуществ рассмотрения индивидуального трудового спора в КТС следует считать то обстоятельство, что члены комиссии хорошо владеют спецификой трудовых отношений в организации, а это существенно облегчает рассмотрение спора по существу [2, С. 18–23]. Так же следует отметить, что в создании КТС должны быть заинтересованы не только работники, но и работодатели, поскольку это один из тех способов восстановления нарушенных прав работника, который не несет для работодателя каких-либо негативных последствий или увеличения издержек.
Не секрет, что в настоящее время информация о сторонах спора, его предмете, времени и месте его рассмотрения, а также о вынесенном решении размещается на информационных ресурсах суда и в справочноправовых системах, что может нанести урон репутации работодателя. В свою очередь, интерес государства заключается в снижении нагрузки на судебную систему.
Согласно ст. 352 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) работник имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, к которым относится федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также судебная защита.