С ростом числа отечественных гостиниц и тем более агрессивной экспансии иностранных гостиничных брендов конкуренция в этом секторе обострилась.
Вслед за этим значительно возросли требования потребителей гостиничных услуг. Многие из гостей, хотя бы раз посетив отель с достойным уровнем услуг, будут и дальше стремиться выбирать отели с подобным уровнем обслуживания.
Учитывая сложившуюся в отрасли ситуацию, владельцы отелей поднимают планку качества обслуживания, расширяют ассортимент дополнительных услуг, предлагая постояльцам спа-комплексы, wellnessцентры, конференц-залы, бары, кафе, боулинги, бассейны, аквацентры, прокат спортивного оборудования, яхт и т.д. Набор неосновных услуг в отеле зависит от классности гостиницы, ее направленности, клиентоориентированности. Понятно, что наибольший набор сервисов будет в пятизвездочной гостинице. Причем, как правило, часть платных дополнительных услуг становятся бесплатными, переходя в базовый пакет дополнительных сервисов, призванных привлекать клиентов и участвовать в повышении их лояльности.
Чтобы продажа допуслуг приносила прибыль, а не была только затратной частью гостиничного предприятия, необходимо так рассчитать ассортимент этих услуг, чтобы он четко ложился на потребности потенциальной клиентуры гостиницы, а также устоявшиеся привычки гостей. Кроме того, необходимо учитывать современные тенденции в мире.
К примеру, с наличием смартфонов практически у каждого туриста теперь нет необходимости в предоставлении междугородней связи, «живых» гидов — сейчас становится достаточно программы или модуля подключения к компьютерным системам отеля, где виртуальный гид расскажет обо всех достопримечательностях города и гостиничного комплекса в частности. При этом отелю можно еще и заработать денег, рекламируя магазины и компании, предлагающие услуги постояльцам гостиницы и не являющиеся частью гостиничного предприятия (такие как прачечные, химчистки, ремонтные мастерские, транспортные предприятия, туристские фирмы, страховые компании и т.д.).