Государственная регистрация факта рождения ребенка имеет серьезное юридико-практическое значение как для частных интересов физических лиц, так и для публичноправовых органов1.
Это связано с несколькими аспектами:
1. Рождение является точкой отсчета для правоспособности (под последней понимают способность субъекта осуществлять свои права, то есть быть субъектом правоотношений).
2. Появление на свет предполагает автоматическое «включение» защиты его интересов со стороны государства. Логика процессов тут такова: ребенок априори является социально незащищенным субъектом, его интересы до совершеннолетия представляет не только семья, но и социальные учреждения, специализированные органы (омбудсмен) и т. д.2.
Исходя из данного толкования аспектов факта рождения, наибольшее значение в контексте осуществляемой деятельности приобретает регистрация ребенка в органах ЗАГС, а также юридически заложенная возможность исправления произведенных регистрационных действий в судебном порядке.
Правовая регламентация аспектов регистрации ребенка определена в главе IX Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». Эта регистрация предполагает совершение взаимообусловленных действий-этапов:
- получение медицинских документов, свидетельствующих о рождении ребенка;
- представление их в ЗАГС;
- осуществление юридически значимой процедуры внесения данных в реестр.
Соответственно, исходя из данной логики регистрационных процедур, фиксация факта рождения происходит на основании нормативно закрепленных медицинских документов (акт о рождении).
Изменение (корректировка) указанных данных возможна в том случае, если:
- органы власти допустили существенную ошибку (что подтверждается многочисленными свидетельскими показаниями и иными официальными данными);
- заявление об изменении собственных регистрационных данных подает субъект, достигший возраста совершеннолетия.