Как показывает мировой опыт, самым эффективным механизмом регулирования взаимодействия между основными участниками процесса общественного производства в условиях развитой рыночной экономики является социальное партнерство, которое действует в нашей стране уже 30 лет. Официальное определение понятия социального партнерства в сфере труда федеральным законодателем дано в ст. 23 ТК РФ.
На федеральном уровне работает постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
В субъектах Федерации и на территориальном (муниципальном) уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Основными субъектами выступают государство, работодатели и профсоюзы.
Социальное партнерство осуществляется в следующих организационных формах:
• коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
• взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
• участие работников, их представителей в управлении организацией;
• участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
В нашей стране политику социальной ответственности в совокупности со стратегией участия в жизни общества чаще осуществляют крупные общенациональные компании, а также подразделения международных компаний. Средний и малый бизнес больше озабочен вопросами выживания или расширения и социальных обязательств, как правило, избегает. В силу этой и ряда других причин вклад крупного бизнеса в социальное развитие и его воздействие на общество в целом оказываются более заметными.
Осуществляя активную социальную политику, такие предприятия и сами получают заметные выгоды: снижение текучести кадров и повышение привлекательности предприятия для высококлассных специалистов на рынке; совершенствование и укрепление организационной культуры; повышение роста репутации и имиджа предприятия; рост производительности труда; улучшение маркетинга, в том числе сбыта; непременное освещение деятельности предприятия в СМИ (что способствует узнаваемости его продукции); расширение возможностей привлечения инвестиций, как внутренних, так и зарубежных; сохранение социальной стабильности в обществе в целом и др.