По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 347 DOI:10.33920/nik-02-2311-04

Когнитивная война и уроки истории

Бобров Александр Александрович кандидат филологических наук, профессор кафедры журналистики Московского гуманитарного университета, адрес: 111401, Российская Федерация, г. Москва, ул. Металлургов, д. 18, кв. 35, эл. адрес: bobr304@yandex.ru

В статье анализируются острые проблемы сбережения исторической памяти, воспитания патриотизма на лучших традициях, и преподавания истории в школе.

Литература:

1. Путин В. Встреча в Манежном зале. [Электронный ресурс] — URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/69781 (дата обращения 15.11.2022)

2. Гаккуев Р. Программа по истории. [Электронный ресурс] — URL: https:// rg.ru/2017/12/17/eksperty-predlozhili-vesti-uroki-istorii-v-shkole-po-modulnomuprincipu.html (дата обращения 18.11.2022)

3. Головин Ю.А. Медиасоциализация студентов-журналистов посредством учебных СМИ // III Моисеевские чтения: Культура и гуманитарные проблемы современной цивилизации : доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции. Москва, 11–12 марта 2020 г. / под ред. А.В. Костиной, В.А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2020. — С. 372–376. [Электронный ресурс] — URL: http://publications.mosgu.ru/index.php/main/catalog/book/21

4. Коханая О.Е. Медиапространство детей и подростков в информационном обществе // Вопросы теории и практики журналистики. — №1 (5). — Байкальский гос. Университет экономики и права, Факультет журналистики МГУ, 2014. — С. 85–90.

5. Маленецкий Г. Люди будущего. Завтра. — 2022. — № 44. — С. 5.

1. Putin V. Vstrecha v Manezhnom zale. [Elektronnyy resurs] — URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/69781 (data obrashcheniya 15.11.2022)

2. Gakkuyev R. Programma po istorii. [Elektronnyy resurs] — URL: https:// rg.ru/2017/12/17/eksperty-predlozhili-vesti-uroki-istorii-v-shkole-po-modulnomuprincipu.html (data obrashcheniya 18.11.2022)

3. Golovin YU.A. Mediasotsializatsiya studentov-zhurnalistov posredstvom uchebnykh SMI // III Moiseyevskiye chteniya: Kul'tura i gumanitarnyye problemy sovremennoy tsivilizatsii : doklady i materialy Obshcherossiyskoy (natsional'noy) nauchnoy konferentsii. Moskva, 11–12 marta 2020 g. / pod red. A.V. Kostinoy, V.A. Lukova. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, 2020. — S. 372–376. [Elektronnyy resurs] — URL: http://publications.mosgu.ru/index.php/main/catalog/book/21

4. Kokhanaya O.Ye. Mediaprostranstvo detey i podrostkov v informatsionnom obshchestve // Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki. — №1 (5). — Baykal'skiy gos. Universitet ekonomiki i prava, Fakul'tet zhurnalistiki MGU, 2014. — S. 85–90.

5. Malenetskiy G. Lyudi budushchego. Zavtra. — 2022. — № 44. — S. 5.

В условиях яростной когнитивной войны, то есть войны знаний, смыслов, преданий, мифов, проблема образования и воспитания патриотизма, приобщения молодых поколений к неискажённой истории встала со всей остротой [4]. Не случайно президент России Владимир Путин только в ноябре трижды посвящал свои совещания, выступления и заседания истории Отечества, незыблемым ценностям.

В День народного единства, 4 ноября 2022 года, в Центральном выставочном зале «Манеж» прошла встреча Президента России Владимира Путина с историками и представителями традиционных религий России. Он особо подчеркнул в праздничный день: «Для государства, власти, общества, граждан крайне важны объективные, полные знания о нашем прошлом: и далёком прошлом, и близком, недавнем. Всё здесь имеет значение, особенно сегодня, а значит, растёт запрос и на работу высокопрофессиональных историков, учёных, вузовских преподавателей, школьных учителей. Однако дело чести государства, общества и, конечно же, историков — защищать и нашу подлинную историю, и наших героев, повышать качество исторического образования. Отмечу, что сейчас этот предмет изучают студенты всех вузов, а не только гуманитарных. Важно также грамотно и последовательно вести работу по историческому просвещению начиная с семьи, детского сада и со школы. Но всё равно стоят довольно важные и большие задачи перед историческим образованием в школе» [1].

На этом высоком собрании вспомнили, что Владимир Владимирович был инициатором создания культурно-исторического стандарта для средней школы, который сегодня уже общепризнан, является ядром разрабатываемых программ и методичек. Правда, общественности этот золотой стандарт широко представлен не был. В эти же дни по многим каналам политолог Сергей Михеев принялся в эфире рассказывать, что на историю Великой Отечественной войны в школе отводится всего 4 часа. Так ему незнакомая учительница в транспорте сказала: «А какого вы патриотизма ждёте, когда на изучение войны отводится 4 урока?». В каком классе, в рамках какого курса, какая учительница. — аналитик не уточнил. Просто повторил это в программе Владимира Соловьёва: «Мне вчера учительница сказала — 4 часа». И — обрушилось обсуждение.

Для Цитирования:
Бобров Александр Александрович, Когнитивная война и уроки истории. Ученый совет. 2023;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: