По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 615.851

Когнитивная, поведенческая терапия и управление функциональными состояниями в терапии невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств

Харитонов Сергей Викторович доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник лаборатории медицинской психологии и психотерапии государственного автономного учреждения «Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины» Департамента здравоохранения г. Москвы, E-mail: sergeyhar@mail.ru.

В настоящей работе приводятся результаты клинических исследований по оценке эффективности разработанного авторами метода управления функциональными состояниями. В исследовании приняли участие 130 пациентов с установленным диагнозом невротического, связанного со стрессом и соматоформного расстройства (F4) в возрасте от 18 до 44 лет. Пациенты были рандомизированы и распределены в три группы. В группе без терапии и психокоррекции (БТ) было 42 пациента, которые не получали психотерапевтической помощи, а осуществляли мониторинг своего самочувствия. В группе, где применялись методы когнитивной психотерапии (КТ), было 42 человека, которые на протяжении двух недель отслеживали и меняли дезадаптивные автоматические мысли на адаптивные. В группе, где применялось управление функциональными состояниями, пациентам предлагалось, кроме когнитивно-поведенческих методов, ассимилировать выбранное ими адаптивное самоощущение в повседневную деятельность. В результате исследования получены данные, свидетельствующие о значительной эффективности метода управления функциональными состояниями.

Литература:

1. Баулина О.В., Истомина Т.В. Стабилографическая методика применения биологической обратной связи для тренинга и отбора гимнастов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. — 2015. — № 5 (27). — С. 216–222.

2. Бек Дж. Когнитивная терапия. Полное руководство. — М.: Изд-во «Вильямс», 2016. — 400 с.

3. Давиденко Д.Н. Психофизиологические основы функциональных состояний: Учеб. пособие / Д.Н. Давиденко, В.И. Григорьев; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «СанктПетербургский гос. университет экономики и финансов», кафедра физ. воспитания. — СПб., 2005. — 242 с.

4. Долецкий А.Н. Дизайн тренингов саморегуляции тонуса мозговых сосудов с помощью биологической обратной связи // Современные наукоемкие технологии. — 2007. — № 1. — С. 76–77.

5. Еремеев С.И., Поддубный С.К., Еремеева О.В., Зверева Е.Н. Методика тренинга с биологической обратной связью по альфа-ритму ЭЭГ у представителей спортивных игр массовых разрядов / Современные технологии в спортивных играх. — 2005. — С. 138–143.

6. Попова Т.В. Саморегуляция функциональных состояний: Монография. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. — 200 с.

7. Прайор К. Не рычите на собаку. — М.: Изд-во «Эксмо», 2010. — 288 с.

8. Сергеева М.С., Баишева Г.М., Якунина С.В., Веретельник Е.Н., Агафонов А.Ю., Адайкин В.И., Пашкина Е.Н. Практикум по психофизиологии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Ф.Ф. Пятина, О.В. Лавровой. — Самара, 2007. — С. 66–78.

9. Ушаков И.Б., Богомолов А.В., Кукушкин Ю.А. Паттерны функциональных состояний оператора // Российская академия наук, отделение биологических наук. — М., 2010. — 392 с.

10. Guy W. Clinical Global Impressions (CGI) Scale. Modified From: Rush J. et al.: Psychiatric Measures, APA, Washington DC. — 2000. — Р. 91–338.

Актуальность настоящего исследования определяется несколькими причинами.

Во-первых, высокий уровень распространенности психической дезадаптации и направленность большинства методов психотерапии на устранение проблем («мишень-ориентированность») приводят к тому, что и пациенты, и специалисты оказываются заложниками постоянной борьбы с симптомами. В то время как существующие наработки в области физиологии высшей нервной деятельности и практика применения биологических обратных связей убедительно свидетельствуют о возможности принципиально иного подхода к парадигме психокоррекции, когда осуществляется обучение пациентов фиксации адаптивного функционального состояния [3; 6] с последующим формированием навыка реализации этого функционального состояния в разных сферах деятельности [9] с последующим «продвижением» этого состояния (группы состояний) и включением его в структуру деятельности начиная от простых форм деятельности к более сложным [7], включая деятельность, связанную с психотравмой.

Во-вторых, возможности когнитивноповеденческой психотерапии, являющейся одним из наиболее исследованных в части доказательности методов психотерапии, ограничены современным уровнем ее разработанности. И усилия специалистов по улучшению этого метода за счет совершенствования уже существующих технических решений по большому счету оказываются недостаточны.

В-третьих, существующие работы по теории функциональных состояний позволяют рассчитывать, что функциональные состояния в значительной мере управляемы человеком [1; 5; 8] и могут быть выявлены на основе самонаблюдений человека за собой, а в какой-то мере наблюдаемы психотерапевтом [4].

Таким образом, существуют весьма многочисленные и достаточно надежные научные обоснования к исследованию клинической эффективности, применения и разработки технологий управления функциональным состоянием больных.

Пациенты были распределены в три группы. Рандомизация осуществлялась с помощью генератора случайных чисел. Ослепление было частичным (только исследователь не знал, какой метод коррекции применяется у пациентов). В каждой из групп до начала психокоррекции, а в группе без терапии (БТ) — до начала мониторинга проводились тестирование и оценка состояния по шкале «Глобального клинического впечатления» и методами контроля субъективного самочувствия с помощью визуально-аналоговой шкалы. Оценка состояния осуществлялась за период в одну неделю до начала коррекции.

Для Цитирования:
Харитонов Сергей Викторович, Когнитивная, поведенческая терапия и управление функциональными состояниями в терапии невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств. Справочник врача общей практики. 2016;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: