Актуальность настоящего исследования определяется несколькими причинами.
Во-первых, высокий уровень распространенности психической дезадаптации и направленность большинства методов психотерапии на устранение проблем («мишень-ориентированность») приводят к тому, что и пациенты, и специалисты оказываются заложниками постоянной борьбы с симптомами. В то время как существующие наработки в области физиологии высшей нервной деятельности и практика применения биологических обратных связей убедительно свидетельствуют о возможности принципиально иного подхода к парадигме психокоррекции, когда осуществляется обучение пациентов фиксации адаптивного функционального состояния [3; 6] с последующим формированием навыка реализации этого функционального состояния в разных сферах деятельности [9] с последующим «продвижением» этого состояния (группы состояний) и включением его в структуру деятельности начиная от простых форм деятельности к более сложным [7], включая деятельность, связанную с психотравмой.
Во-вторых, возможности когнитивноповеденческой психотерапии, являющейся одним из наиболее исследованных в части доказательности методов психотерапии, ограничены современным уровнем ее разработанности. И усилия специалистов по улучшению этого метода за счет совершенствования уже существующих технических решений по большому счету оказываются недостаточны.
В-третьих, существующие работы по теории функциональных состояний позволяют рассчитывать, что функциональные состояния в значительной мере управляемы человеком [1; 5; 8] и могут быть выявлены на основе самонаблюдений человека за собой, а в какой-то мере наблюдаемы психотерапевтом [4].
Таким образом, существуют весьма многочисленные и достаточно надежные научные обоснования к исследованию клинической эффективности, применения и разработки технологий управления функциональным состоянием больных.
Пациенты были распределены в три группы. Рандомизация осуществлялась с помощью генератора случайных чисел. Ослепление было частичным (только исследователь не знал, какой метод коррекции применяется у пациентов). В каждой из групп до начала психокоррекции, а в группе без терапии (БТ) — до начала мониторинга проводились тестирование и оценка состояния по шкале «Глобального клинического впечатления» и методами контроля субъективного самочувствия с помощью визуально-аналоговой шкалы. Оценка состояния осуществлялась за период в одну неделю до начала коррекции.