По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 342.5 ВАК 12.00.02

Когда Счетная палата России перейдет от констатаций к обобщениям (опыт конституционно-правовых оценок)

Соболевская Юлия Владимировна канд. юрид. наук, заведующая отделом социолого-правовых исследований, АНО «Московский институт социологических исследований», г. Москва, ул. Камчатская, д. 3, E-mail: misi2015@bk.ru

В статье определяются критерии оценки Счетной палаты Российской Федерации как высшего органа государственного аудита на основе содержания и качества обобщений в ежегодном отчете о ее работе, формулируются выводы и предложения.

Литература:

1. Столяров Н.С., Семенова А.А. Роль и место стратегического аудита в корпоративном и государственном управлении // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. — 2018. — № 4. — С. 11–27.

2. Колесникова Е.В., Кваско М.А. Счетная палата как высший орган государственного аудита // Вектор экономики. — 2020. — № 1 (43). — 7 с.

3. Дощатов А.А. Значимость Счетной палаты Российской Федерации в системе органов финансового контроля // Инновации. Наука. Образование. — 2020. — № 17. — С. 116–123.

4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 08.04.2013. — № 14. — Ст. 1649.

5. Удалова А.Ю. Место Счетной палаты Российской Федерации в системе органов государственной власти // Аллея науки. — 2020. — Т. 1, № 4 (43). — С. 471–474.

6. Шабалина В.А., Авзалов И.М. Влияние Счетной палаты Российской Федерации на формирование гражданского общества / В сб.: Актуальные проблемы взаимодействия общественности с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции / Редколлегия: Г.П. Кулешова [и др.]. — 2020. — С. 239–245.

7. Иноземцев В.Л. О Счетной палате и новой роли Алексея Кудрина [Электронный ресурс]. — https://snob-ru.turbopages.org/snob.ru/s/entry/178775/.

8. Зюганов Г. Кудрин понимает: своя рубашка — своя компашка — ближе не только к телу, но и к престолу [Электронный ресурс]. — https://svpressa.ru/politic/article/295069/.

9. Выступление Алексея Кудрина на пленарном заседании Госдумы с отчетом о работе Счетной палаты за 2020 год. — 07.04.2021 [Электронный ресурс]. — https:// ach.gov.ru/news/vystuplenie-alekseya-kudrina-na-plenarnom-zasedanii-gosdumy-s-otchetom-o-rabote-schetnoy-palaty-za-2.

10. Сидоров М.Н., Филин С.А., Балаханова Д.К., Якушев А.Ж. Развитие имиджевого механизма управления Счетной палаты Российской Федерации / В сб.: Инновации в управлении социально-экономическими системами (RCIMSS-2020). Сборник статей. — 2020. — С. 199–207.

11. Михеев С. У Кудрина есть искушение играть роль политического трибуна. Что не так с последними заявлениями Алексея Кудрина. — 10.02.2021 [Электронный ресурс]. — https://www.gazeta.ru/comments/2020/10/02_a_13276459.shtml.

12. Иванов А. Кудрин как реализатор стратегической программы Сороса. — 06.04.2021 [Электронный ресурс]. — https://zavtra.ru/events/kudrin_kak_realizator_ strategicheskoj_programmi_sorosa.

13. Бутакова Н.М., Данилова А.В. К вопросу оценки эффективности деятельности Счетной палаты Российской Федерации // Современные проблемы права, экономики, управления. — 2018. — № 2 (7). — С. 162–166.

14. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2020 году [Электронный ресурс]. — https://ach.gov.ru/reports/report_2020.

15. Кудрин А.Л. Теоретические и методологические подходы к реализации сбалансированной и эффективной бюджетной политики: Дис. д-ра экон. наук: 08.00.10 / Кудрин Алексей Леонидович; [Место защиты: Рос. акад. народного хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ]. — М., 2018. — 424 с.

16. Мельников М. Что не так в диссертации Алексея Кудрина. — 01.12.2018 [Электронный ресурс]. — https://tsargrad.tv/articles/chto-ne-tak-v-dissertacii-alekseja-kudrina_161121.

17. Паспорт национального проекта «Национальная программа “Цифровая экономика Российской Федерации”» (утвержден протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 № 7) // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru.

18. «Бумажное» регулирование встало на пути Минэкономразвития. Почему обострились отношения ведомства со Счетной палатой // Коммерсантъ FM. — 28.10.2019. — https://www.kommersant.ru/doc/4141409.

19. Орешкин предложил Кудрину искать врагов и шпионов в Счетной палате // Интерфакс. — 28.10.2019. — https://www.interfax.ru/business/681995.

20. Степашин С.В. Конституционный аудит / С.В. Степашин. — М.: Наука, 2006. — 814 с.

21. Степашин С.В. Общественный аудит. Может ли общество контролировать расходы бюрократии / С.В. Степашин. — М.: Наука, 2013. — 339 с.

22. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2011 году [Электронный ресурс]. — https://ach.gov.ru/reports/9288.

23. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2012 году [Электронный ресурс]. — https://ach.gov.ru/reports/9287.

24. Кудрин А. Лечить болезнь, а не симптомы. Алексей Кудрин проводит ревизию аптечки для экономики // Коммерсантъ. — 25.05.2020. — № 90/П. — С. 2

С назначением известного финансиста А.Л. Кудрина на высокую государственную должность главы Счетной палаты Российской Федерации повысилось общественное и экспертное внимание к этому конституционному органу, поскольку руководить анализом и контролем государственных финансов было доверено «архитектору российской финансовой системы» первого десятилетия XXI века.

Не мешает ли двойственная роль Алексея Кудрина, с одной стороны, как «архитектора», а с другой — как контролера, сегодняшнему объективному анализу со стороны руководства Счетной палаты различных составных частей государственных финансов, спроектированных свыше 10 лет назад? Вопрос не надуманный, как может показаться на первый взгляд, но вполне правомерный.

Отсюда потребность в научном анализе уровня профессионализма и эффективности деятельности Счетной палаты с учетом значимости стратегического аудита в государственном управлении, что уже нашло отражение в интересных публикациях [1–3].

Необходимыми видятся междисциплинарные исследования результатов и роли Счетной палаты, что актуально в силу следующих факторов:

— ее особый статус как высшего органа государственного аудита, призванного обеспечивать конституционное право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства [4], а также играющего серьезную роль не только в экономической, но и в общественно-политической жизни [5; 6];

— относительно скромные и невнятные результаты деятельности Счетной палаты последних лет с многочисленными констатациями общеизвестных фактов и проблем при дефиците кратких и емких обобщений [7; 8];

— отсутствие позиции Счетной палаты по ряду назревших экономико-финансовых проблем, обтекаемый стиль формулировок причин срыва финансирования крупных национальных проектов, инициированных Президентом России и широко озвученных в нашей стране [9];

— повышенное внимание со стороны руководства Счетной палаты и лично А.Л. Кудрина к формированию ее прогрессистского имиджа [10], к политическим пиар-акциям [11];

Для Цитирования:
Соболевская Юлия Владимировна, Когда Счетная палата России перейдет от констатаций к обобщениям (опыт конституционно-правовых оценок). Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2021;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: