С назначением известного финансиста А.Л. Кудрина на высокую государственную должность главы Счетной палаты Российской Федерации повысилось общественное и экспертное внимание к этому конституционному органу, поскольку руководить анализом и контролем государственных финансов было доверено «архитектору российской финансовой системы» первого десятилетия XXI века.
Не мешает ли двойственная роль Алексея Кудрина, с одной стороны, как «архитектора», а с другой — как контролера, сегодняшнему объективному анализу со стороны руководства Счетной палаты различных составных частей государственных финансов, спроектированных свыше 10 лет назад? Вопрос не надуманный, как может показаться на первый взгляд, но вполне правомерный.
Отсюда потребность в научном анализе уровня профессионализма и эффективности деятельности Счетной палаты с учетом значимости стратегического аудита в государственном управлении, что уже нашло отражение в интересных публикациях [1–3].
Необходимыми видятся междисциплинарные исследования результатов и роли Счетной палаты, что актуально в силу следующих факторов:
— ее особый статус как высшего органа государственного аудита, призванного обеспечивать конституционное право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства [4], а также играющего серьезную роль не только в экономической, но и в общественно-политической жизни [5; 6];
— относительно скромные и невнятные результаты деятельности Счетной палаты последних лет с многочисленными констатациями общеизвестных фактов и проблем при дефиците кратких и емких обобщений [7; 8];
— отсутствие позиции Счетной палаты по ряду назревших экономико-финансовых проблем, обтекаемый стиль формулировок причин срыва финансирования крупных национальных проектов, инициированных Президентом России и широко озвученных в нашей стране [9];
— повышенное внимание со стороны руководства Счетной палаты и лично А.Л. Кудрина к формированию ее прогрессистского имиджа [10], к политическим пиар-акциям [11];