По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.2 DOI:10.33920/pol-2-2411-04

Когда премия является обязанностью работодателя: проблемы правоприменения

Козина Елена Валериевна канд. юрид. наук, доцент кафедры трудового права, Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева, 620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21, e-mail: elenakozina@inbox.ru

Реализуя предоставленное право на локальном уровне решать вопросы стимулирования труда, работодатель должен не только четко закреплять в локальных нормативных актах условия получения работником стимулирующих выплат, но и внимательно формулировать индивидуально-договорные условия. При решении вопросов оплаты труда работодателям следует помнить общие нормы, принципы института оплаты труда и приоритетное значение условий трудового договора при определении обязательств по оплате труда. В противном случае при возникновении индивидуального трудового спора работодатель не сможет ссылаться на акты локального уровня, как бы они подробно ни формулировали условия получения премий.

Говоря об обязательных условиях трудового договора, законодатель закрепляет в ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). При этом в ст. 22 Трудового кодекса РФ законодатель относит поощрение работников за добросовестный эффективный труд к праву работодателя, раскрывая это право в других институтах — оплаты труда и дисциплины труда. Без системного толкования норм Трудового кодекса РФ достаточно сложно разораться в вопросе стимулирования добросовестного труда. Зачастую работодатели используют формулировки Трудового кодекса, не содержащие прямое указание на их обязанности так, как им выгодно, не всегда следуя логике законодателя. Такое поведение работодателя влечет нарушение прав работников, снижение их уровня гарантий, закрепленных на федеральном уровне.

Федеральный законодатель в основном законе отрасли не предложил ни конкретных, ни примерных моделей для стимулирования труда работников. Этот вопрос перенесен на локальный уровень на уровень конкретного работодателя, доверяя (предлагая) работодателям, имеющим финансовые возможности для решения и развития этого вопроса, закрепить правила и критерии для стимулирования труда работников. В отсутствие минимальных государственных стандартов по вопросу стимулирующих выплаты работодатели часто используют этот механизм стимулирования труда работников в своих интересах, злоупотребляя своим правом на стимулирование добросовестного труда, в результате чего нарушают права работников на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы.

Рассмотрим пример судебной практики (Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 08.02.2024 по делу № 33-1513/2024, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13.08.2024 по делу № 88-13718/2024, Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 06.11.2024 по делу № 33-183442024).

Для Цитирования:
Козина Елена Валериевна, Когда премия является обязанностью работодателя: проблемы правоприменения. Вопросы трудового права. 2024;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: