Артериальная гипертензия является одной из ключевых медико-социальных проблем современного мира. Согласно данным ВОЗ, повышенное артериальное давление — ведущий фактор риска развития инфарктов, инсультов и преждевременной смертности. В глобальном масштабе гипертонией страдает около 1,3 млрд человек, при этом многие даже не подозревают о своём состоянии из-за бессимптомного течения на ранних стадиях.
Цель. Сравнить уровень знаний студентов-медиков 6-го курса разных вузов в вопросах лечения артериальной гипертензии.
Данная работа представляет фрагмент текущих результатов 3-го этапа многоцентрового проекта PHYSTARH (полное название — Physicians’ and undergraduates’ knowledge in arterial hypertension treatment) по изучению уровня знаний врачей и студентов относительно этиопатогенеза, диагностики и подходов к лечению АГ. Проект проводится с 2017 года, результаты 1–2-го этапа опубликованы в профильных изданиях [3, 4].
В ходе исследования был использован метод добровольного анонимного анкетирования респондентов, применялась оригинальная авторская анкета в режиме анонимного очного тестирования на платформе Google Forms с использованием индивидуальных мобильных устройств. Анкета составлена в соответствии с положениями клинических рекомендаций Европейского и Российского кардиологических обществ [5, 6].
Анкета всего проекта состояла из 22 вопросов. Респондентам были представлены вопросы из области определения, этиопатогенеза, диагностики и фармакотерапии АГ. За выбор правильного варианта ответа исследуемому начислялся 1 балл, при указании верного и ошибочного вариантов одновременно ответ считался неполным и оценивался в 0,25–0,75 балла, при выборе неверного ответа респондент получал 0 баллов. В данной работе представлен анализ результатов ответов студентов 6-го курса лечебных факультетов медвузов по пяти вопросам в области терапии АГ, опрос проведен в период 2024–2025 учебного года.
Статистический анализ проводился с использованием программы StatTech v. 4.8.0 (разработчик — ООО «Статтех», Россия; Пользователь: МНОЦ МИ МарГУ). Количественные показатели оценивались на предмет соответствия нормальному распределению с помощью критерия Шапиро-Уилка. В случае отсутствия нормального распределения количественные данные описывались с помощью медианы (Me) и нижнего и верхнего квартилей (Q1-Q3). Категориальные данные описывались с указанием абсолютных значений и процентных долей. Сравнение трех и более групп по количественному показателю, распределение которого отличалось от нормального, выполнялось с помощью критерия Краскела-Уоллиса, апостериорные сравнения — с помощью критерия Данна с поправкой Холма. Сравнение процентных долей при анализе многопольных таблиц сопряженности выполнялось с помощью критерия хи-квадрат Пирсона. Апостериорные сравнения выполнялись с помощью критерия хи-квадрат Пирсона с поправкой Холма.