По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Когда мемориальный «музей ломает стены»…

Елена Строганова Музей-усадьба В.И. Сурикова. Красноярск

Как известно, традиции можно сохранять, а можно за них цепляться. К сожалению, часто мы имеем дело с последним, цепляемся за традиции, прикрываемся ими, не желая или опасаясь осваивать новое. В ход идут знакомые лозунги: «Руки прочь!», «Не позволим покушаться на святое!» и пр. К тому же и законодательная база оставляет небольшую степень свободы для музеев мемориального типа, являющихся объектами культурного наследия. Со всеми этими проблемами пришлось познакомиться музею-усадьбе В.И. Сурикова в ходе участия в IX Красноярской музейной биеннале «Во глубине».

Красноярская музейная биеннале – одна из старейших в России, проходит она в Красноярском музейном центре на Стрелке, но уже второй раз выходит за его рамки на городские пространства. Одной из основных площадок биеннале и стала усадьба В.И. Сурикова. Музей-усадьба В.И. Сурикова, созданный в 1948 году – объект культурного наследия федерального значения, мемориальный музей с постоянной экспозицией, расположенный в родном доме Суриковых. Долгие годы музей работал в традиционном формате. Не имея выставочных площадей, ограничивал свою деятельность экскурсиями по постоянной экспозиции. С 2007 года музей принимает участие в Красноярских музейных биеннале, с каждым разом все больше увеличивая степень своего участия. В 2007 году в рамках VII Красноярской биеннале на усадьбе В.И. Сурикова был реализован проект «Красноярский пленэр». В 2009 году участие музея-усадьбы было более масштабным: музей заявился в программе «Окно в музей» с инсталляцией «Удаль молодецкая»; на самой усадьбе, в конюшне, разместился проект Катерины Кандыбы (г. Москва) «Суриковский снег»; молодые художники летней школы биеннале представили проекты пабликарта, органично вписавшиеся в пространство усадьбы, – «Дай лапу, друг», «Наследники», «Самовар».

В 2011году кураторами биеннале была предложена пушкинская тема «Во глубине», отсылающая к декабристам, сибирской ссыльнокаторжной, старообрядческой мифологии. На этот раз степень участия музея-усадьбы стала максимальной, был использован практически весь доступный ресурс, и даже в чем-то руководству музея пришлось пойти на риск.

Для Цитирования:
Елена Строганова, Когда мемориальный «музей ломает стены»…. Музей. 2012;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: