По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Когда личное становится публичным

В отделе исследования творчества А.С. Голубкиной Государственной Третьяковской галереи (музее-мастерской скульптора Анны Голубкиной) в рамках акции "Ночь в музее" состоялся круглый стол "Наследники и коллекции", в котором приняли участие наследники великих скульпторов и художников. О том, что показала эта встреча, нам рассказала начальник службы развития малых музеев Государственной Третьяковской галереи Татьяна Гафар.

— Татьяна Викторовна, почему тема отношений с наследниками вдруг стала столь актуальной?

— При подготовке мероприятий в малых музеях для очередной музейной ночи, а она в этом году в Третьяковской галерее была посвящена выставке «Оттепель», мы решили проанализировать, как и почему в 1960-е годы потомки художников или скульпторов передавали коллекции в музеи. Ведь личное и публичное — это один из векторов «оттепели». Мы пригласили принять участие в круглом столе сегодняшних наследников известных мастеров. Первым, кому я предложила в эту компанию прийти, был Евгений Вучетич, внук и тезка создателя самых крупных мемориалов в СССР. Он помог нам привлечь к разговору внука скульптора Салавата Тавасеева Ростана Тавасеева, дочь художника Дмитрия Налбандяна Ирину Кондратову, правнука скульптора Сергея Меркулова Антона Меркулова, к этому сообществу примкнул и внук скульптора Михаила Аникушина Адриан Аникушин.

Самое важное, что показало наше общение, — сегодняшние наследники понимают, что у них есть право выбора и значительно больше вариантов распорядиться своим наследством, чем было раньше. Они могут подарить или продать его не только государственному музею, но и частному, а также аукционному дому, коллекционеру, могут создать свой частный музей или основать фонд, могут зарегистрировать наследие в негосударственной части музейного фонда. Многие, понимая большую материальную и символическую ценность того, что им принадлежит, вообще не хотят отторгать доставшиеся им коллекции, хотя при этом, конечно, сталкиваются с проблемами — где хранить, как охранять, как потом обеспечить целостность коллекции. Сегодняшнее законодательство не препятствует им работать с наследием, предлагая разные организационно-правовые формы. Большинство сегодняшних наследников, сформировавшихся уже в новую, постсоветскую эпоху, и юридически более подкованы, чем их старшие родственники. У них другое отношение к собственности, есть понимание не только цены коллекции, но и стоимости связанного с ней культурно-символического ресурса, который заложен в наследии и может стать ресурсом создания собственного бизнеса.

Для Цитирования:
Елена Медведева, Когда личное становится публичным. Музей. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: