По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 82-95 DOI:10.33920/nik-01-2409-09

«...когда бы не Таврида, что Троя вам одна, ахейские мужи?»

Никифоров Евгений Геннадьевич Россия, 297408, Республика Крым, г. Евпатория, пер. Банный, д. 3, E-mail: ev_ge_ni_46@mail.ru

Ушел из жизни Евгений Геннадьевич Никифоров (1946–2024), известный в Крыму и за его пределами писатель, литературовед и культуролог, создатель своеобразных художественных и исследовательских жанров — киноромана «Дом-музей», двухтомника «Центурии Чехова», удостоенного Государственной премии Республики Крым, и многих других. Публиковался он и на страницах «Вопросов культурологии», отметив значение извлеченной из забвения историком М.Б. Кизиловым поэмы Демокрита Терпиновича «Зороада. Поэма, относящаяся до Тавриды...» (см.: «О, сколько нам открытий чудных готовят...» // Вопросы культурологии, 2020, № 4). Именно М.Б. Кизилов и стал инициатором публикации этого текста. Материал представляет собой текст выступления писателя и литературоведа Е.Г. Никифорова, открывающего презентацию книги члена редколлегии журнала «Вопросы культурологии», доктора филологических наук, кандидата культурологии, профессора ГИТР А.П. Люсого «Литературный киноглаз: Учебное пособие по опознанию кинопотенциала пространства и текста» (М.: ГИТР, 2019). Презентация состоялась в Симферополе 19 июля 2019 г. в Книжной лавке писателей (арт-директор Ольга Леонова). Никифоров был ведущим этой встречи. С тех пор текст выступления не публиковался. Между тем он представляет собой интересный опыт взаимодействия двух творческих личностей. Поэтому мы решили почтить память Евгения Никифорова его публикацией.

Статья поступила 10.07.2024.

Всю свою сознательную полуакадемическую жизнь я исповедовал, быть может, несколько раскольническое убеждение в том, что гуманитарные науки не обязательно должны быть скучными. Что уж там говорить, если даже Ф. Ницше одну из своих книг назвал «Веселая наука». Потому и свое вступительное слово я решил попытаться оформить в этой тональности.

Перефразируя М. Жванецкого, обсуждать достоинства рокфора и камамбера лучше всего с теми, кто их пробовал. Существует такое понятие, как «энциклопедически образованный человек». Оно не подразумевает, что придется общаться с индивидуумом, который сознательно запомнил, скажем, содержание Большой советской энциклопедии или даже Брокгауза и Ефрона.

Что уж тогда говорить об исследователе, который, сознательно предпочитая в своей работе междисциплинарный подход, очерчивает континуум своих интересов — внимание! — культурологией, этнографией, антропологией, филологией, искусствознанием, социологией, философией, историей, политологией, семиотикой, психологией... Так, как это делает профессор А. Люсый в предисловии к своей последней книге.

За аналогиями далеко ходить не нужно, если вспомнить в первую очередь хотя бы титанический творческий подвиг Ю. Лотмана, у которого среди огромного пласта академических исследований русской и мировой литературы то и дело совсем неожиданно встречаются небольшие, но знаковые работы вроде «Театральный язык и живопись», «Язык мультипликационных фильмов», «Мифимя-культура», «Символ в системе культуры», «Куклы в системе культуры», «О метаязыке типологических описаний культуры» и т.п.

Список больших публикаций А. Люсого скажет сам за себя:

Первый поэт Тавриды. Симферополь, 1991;

Пушкин. Таврида. Киммерия. М.: Языки русской культуры, 2000;

Крымский текст в русской литературе. СПб.; Алетейя, 2003;

Наследие Крыма: геософия, текстуальность, идентичность. М.: Русский импульс, 2007;

Нашествие качеств: Россия как автоперевод. М.: КМК, 2008;

Для Цитирования:
Никифоров Евгений Геннадьевич, «...когда бы не Таврида, что Троя вам одна, ахейские мужи?». Вопросы культурологии. 2024;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: