По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Коды неравного доступа

Исследователи Института образования НИУ ВШЭ Андрей Захаров и Ксения Адамович впервые на региональных данных описали, как возникает неравенство в доступе российских школьников к образованию.

Значимы состояние местной экономики и человеческий капитал — доля людей с дипломом вуза. В урбанизированных регионах с развитой экономикой и образованными жителями подростки чаще учатся в хороших школах, получают более высокие баллы ЕГЭ и имеют больше шансов поступить в университет. А в бедных регионах с низким человеческим капиталом учащиеся чаще покидают школу после 9-го класса, что блокирует для них социальный лифт.

Работа основана на данных Росстата по регионам России за 2013-2015 гг., а также данных федеральных и региональных образовательных ведомств (показатели есть для большинства областей и республик).

Образовательные системы в регионах различаются во многом потому, что есть контрасты между самими субъектами Федерации: по уровню экономического развития (измерен валовым региональным продуктом — ВРП на душу населения), урбанизированности (процент городского населения), человеческому капиталу и пр.

Так, в Москве доля населения с оконченным высшим образованием составляет 48 %, а в Республике Чечня — 22 %. По уровню экономического развития — ещё больший разброс: в 10 % наиболее богатых регионов ВРП почти в 4,5 раза выше, чем в 10 % самых бедных регионов.

Финансирование образования тоже отличается в разы: от 40,4 тысячи рублей на ученика в год в бедных регионах до 114 тысяч рублей в богатых.

По доле учеников старших классов в профильных школах, лицеях и гимназиях различий между субъектами Федерации мало. В любом регионе таких школ не более 10 % (по каждому из профилей). Зато распространены профильные классы на базе обычных школ: есть регионы (Ивановская, Мурманская, Кемеровская области), где в таких классах обучается больше 25 % учащихся.

А вот число учеников, поступивших в старшие классы, варьируется. В трёх регионах (Чечне, Оренбургской и Астраханской областях) больше 60 % школьников не идут в 10-11-й классы. В противоположность им, в Москве, Санкт-Петербурге, Калмыкии и Тыве отсев составил менее 40 %.

Благополучие региона сказывается на доступности качественного образования. Среди образовательных ресурсов авторы анализировали подушевое финансирование школ, опыт учителей и программы углублённого обучения. В урбанизированных регионах с развитой экономикой и более высоким уровнем образования населения финансирование школ выше, в них преподают более опытные педагоги (с высшей категорией, стажем работы более пяти лет) и шире доступность профильных образовательных программ.

Для Цитирования:
Коды неравного доступа. Ректор ВУЗа. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: