9 мая 1945 года — День Великой Победы советского народа в войне против фашистской Германии. Тема бессмертна для народа — победителя и она особенно актуальна в современных условиях проведения СВО [6, 118–126;8, 214–224].
Многие российские исследователи с каждым годом все больше и больше обращают свое внимание к различным эпизодам прошлой войны. Одним из таких важнейших эпизодов является Берлинская операция 1945 года [1, 9–13;2, 167–177;3, 58–64;4, 44–51;5, 47–53;11, 26–27].
После открытия второго фронта сложившаяся обстановка на западе Германии была крайне благоприятна для армий США и Англии, так как немецкие части практически не оказывали им никакого противодействия. Города брались без единого выстрела, а нацистские военные преступники и примкнувшие к ним коллаборационисты различных мастей, надеясь на снисхождение, толпами сдавались в плен англо -американским частям.
В это время войска Первого Белорусского и Первого Украинского фронтов под командованием Георгия Константиновича Жукова и Ивана Степановича Конева были остановлены на Одере отчаянно защищавшимися отборными частями Вермахта, засевшими в мощнейших долговременных оборонительных укреплениях, а Второй Белорусский Константина Константиновича Рокоссовского добивал остатки гитлеровских частей в тяжелейших боях в Померании.
В намерения Гитлера входило сдаться западной союзной группировке, после чего скрыться в Баварии под защиту находящейся там миллионной немецкой группировки. По его мнению, идеологические противоречия между нами и Западом обязательно приведут к возникновению взаимных претензий при дележе территорий послевоенной Европы. Это должно было позволить ему вместе с нацистской верхушкой отсидеться в Баварии. Основания для таких надежд были. Несмотря на договорённости в Ялте, наши союзники уже думали о привлечении гитлеровских подразделений для предстоящего противостояния с СССР.
Рузвельт и Черчилль одинаково мечтали войти в столицу Третьего рейха первыми, это бы принизило решающую роль Советской Армии в победе над фашистской Германией и способствовало их приоритету при решении вопросов по послевоенному европейскому устройству. Но сорвать желанные лавры победителей у них так и не получилось. Мнения историков на этот счёт различны, но большинство склоняется к следующим основным причинам: