По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Ключевые приемы и практики для повышения гибкости предприятия

Хомутский Д.Ю. канд. техн. наук, МВА, заведующий кафедрой управления инновациями МНИИПУ, вице-президент по инновациям НП «Внешторгклуб», Москва
Алиев И. Г. доктор делового администрирования (DBA), заместитель заведующего кафедрой управления инновациями МНИИПУ, исполнительный директор ООО «Альянс», Москва

В последние годы все больше российских предприятий, не принадлежащих к ИТ-отрасли, внедряют в практику своей работы модель гибкого управления, основанную на Agile-методологии. В статье рассматриваются гибкие приемы и практики для достижения организационной гибкости, а также ключевые принципы Agile-трансформации, обеспечивающие устойчивое внедрение всех гибких преобразований.

Литература:

1. Organizational Agility Survey, McKinsey, February 2017.

2. Wouter Aghina, Aaron De Smet, and Kirsten Weerda, «Agility: It rhymes with stability», McKinsey Quarterly, December 2015.

3. Tessa Basford and Bill Schaninger, «The four building blocks of change», McKinsey Quarterly, April 2016.

Быстрые изменения в экономической ситуации, технологиях и правовой среде стимулируют компании оперативно реагировать на эти изменения и адаптироваться к ним. Однако способность быстро реконфигурировать стратегию, корпоративную структуру, бизнес-процессы, персонал и технологии в направлении создания новых возможностей и извлечения выгоды из них (другими словами — организационная гибкость) недоступна большинству компаний. Многие организации, начав осуществлять гибкую трансформацию, не полностью внедрили гибкие методы работы ни в масштабах всей компании, ни в отдельных подразделениях, хотя преимущества гибкого управления очевидны. Согласно исследованию McKinsey, подразделения, работающие по гибкой модели управления, имеют более высокую производительность, а компании, находящиеся в нестабильных условиях работы с высокой долей неопределенности, заявляют, что с большей вероятностью, чем другие компании, будут проводить гибкие преобразования [1].

Для растущего количества компаний гибкость становится высоким стратегическим приоритетом с точки зрения повышения эффективности. Эти компании трансформируют деятельность своих отделов и служб (отделы разработки новых продуктов и обслуживания клиентов, отделы операционной деятельности, группы разработки корпоративных стратегий), чтобы сделать их более гибкими. Такие компании полагают, что количество сотрудников, использующих в работе гибкие практики, должно быть увеличено [1]. Например, в компании «СИБУР» гибкая трансформация вышла за пределы IT-сферы. Гибкая схема управления перешла в отдел продаж и маркетинга. В этих отделах применяются новые гибкие подходы и техники (например, Scrum). В 2017 г. в компании «Газпромнефть» была запущена Agile-трансформация. К первому кварталу 2018 г. в периметре департамента клиентских решений уже работало 13 рабочих команд, которые были заняты в разработке мобильного приложения сети АЗС «Газпромнефть», системы мониторинга оборудования АЗС и нефтебаз, а также различных онлайн-сервисов. Agile-трансформация «Газпромнефти» затронула направления продуктовой разработки в нескольких клиентских сегментах: это развитие мобильных решений для клиентов розничной сети, цифровых продуктов для корпоративных клиентов и онлайн-сервисов для сотрудников компании.

Для Цитирования:
Хомутский Д.Ю., Алиев И. Г., Ключевые приемы и практики для повышения гибкости предприятия. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2023;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: