По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65

Ключевые особенности системы менеджмента компании «Тойота»

Золотухин М.А. магистрант, РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва
Сидорова В.Н. канд. экон. наук, доцент кафедры организационноэкономических инноваций, профессор, РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва

В статье рассматриваются особенности системы менеджмента компании «Тойота», которые сделали ее самой эффективной и успешной производственной компанией в мире.

Литература:

1. Финансовый отчет компании «Тойота» за 2020 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://global. toyota/pages/global_ toyota/ir/financial-results/2020_4q_summary_ en. pdf (дата обращения: 23.03.2021).

2. Финансовый отчет компании «Фольксваген» за 2020 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.volkswagenag. com/presence/investorrelation/publications/ interim-orts/2020/HY_2020_e. pdf (дата обращения: 23.03.2021).

3. Лайкер Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. — 402 с.

4. Синго С. Изучение производственной системы «Тойота» с точки зрения организации производства. — М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2010. — 312 с.

5. Сидоров Н. В., Лисицкая И. А. Оценка системы управления инвестиционной деятельностью банка и эффек тивность деятельности / Н. В. Сидоров, И. А. Лисицкая // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2019. — № 1. — С. 55–63.

6. Жигун Л.А., Рязанцева М.В., Субочева А. О., Кохова И. В., Сидоров Н. В., Смирнова М. Е., Маслова В. М., Иванова И. А., Сахарова Н.В. Проблемы подготовки специалистов в сфере управления персоналом в условиях цифровой экономики. — М.: СВИВТ, 2020. Том 2. — С. 249.

7. Бутов А.В. Современный кризис: причины, характеристики и антикризисные программы. В сборнике: Материалы международной научно-практической конференции «Инновации в управлении социально-экономическими системами. — М.: ООО «РусАйнс», 2020. — С. 73–79.

8. Мартынов В. Г., Еремина И.Ю., Кибовская С. В., Руденко Г. Г., Долженкова Ю. В. Независимая оценка квалификаций работников в нефтегазовом комплексе //Нефтяное хозяйство. — 2018. — № 3. — С. 102–105.

Компания «Тойота» до сих пор является крупнейшим производителем автомобилей в мире. В 2020 году компания продала 4,16 млн автомобилей, когда Фольксваген, занимающий 2-е место, продал 3,9 млн автомобилей [1, 2]. Успех Тойоты во многом обусловлен ее уникальной системой организации производства, обеспечивающей высокое качество, экономию на производстве и хранении, а также позволяющей быстро адаптировать процесс производства под колебания спроса.

«Главное заключалось в том, как Toyota проектировала и производила свои машины. Она добилась невероятной стабильности процесса и качества продукции. Toyota создавала автомобили быстрее других фирм, ее машины были более надежными и продавались по конкурентным ценам, несмотря на относительно высокий уровень зарплаты японских рабочих» [3].

Система менеджмента Тойота ск ладывалась десятилетиями под влиянием идей Фредерика Тейлора о рационализации и удешевлении трудовых процессов, делегации полномочий рабочим Генри Фордом, культурно обусловленной склонности японцев к тяжелому труду и командной работе. Разработчиками системы производства Тойота (TPS-Toyota production system) являются инженер компании Тайити Оно, который впоследствии возглавил Совет директоров, и его помощник Синго С. [2].

Двое инженеров ходили по цехам и увидели проблему своими глазами: чтобы произвести как можно больше, оборудование работало на износ и часто ломалось. Поэтому постоянно приходилось отправлять заявки на обслуживание и ремонт, а склады были завалены грудой деталей, долго простаивающих без дела. Как только они становились востребованы, складывалась неразбериха из-за очереди огромного количества деталей, поступающих на конвейер, что еще сильнее увеличивало временные и материальные затраты. Помимо этого, в компании также столкнулись с огромным количеством бракованных деталей. Для установления и устранения причины брака необходимо было прервать производственный процесс, что имел право сделать только менеджер, который не всегда мог пойти на этот шаг [3]. Тем самым разработчики системы производства Тойота определили главные проблемы массового производства автомобилей, а именно: это перепроизводство и брак.

Для Цитирования:
Золотухин М.А., Сидорова В.Н., Ключевые особенности системы менеджмента компании «Тойота». Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2021;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала