Современная наука установила прямую зависимость экономического роста от развития предпринимательского сегмента. Как правило, никакая политическая воля, облаченная в нормативные акты и директивные предписания, неспособна привести к какому-либо экономическому росту при отсутствии предпринимательской инициативы.
Именно с недостаточным развитием предпринимательства связана низкая инновационная активность российской экономики: как показывает статистика, сегмент малого бизнеса является слаборазвитым, а число малых предприятий в период с 2009 по 2013 г. оставался крайне низким (рис. 1).
Следствием доминирования крупного бизнеса в российской экономике является нарушение рыночного равновесия за счет монопольного или олигопольного состояния рынка, что приводит к ограничению возможности для развития предпринимательской инициативы как внутри крупных компаний, так и при создании новых высокотехнологичных предприятий.
Отсутствие конкуренции на российском рынке резко снижает спрос на инновации, что приводит к сокращению предложений, проявляющихся в виде недостаточных темпов роста малых инновационных предприятий.
Иллюстрируя этот вывод, можно отметить, что доля малых инновационных предприятий в общем числе малых предприятий в России (см. рис. 1) существенно ниже, чем в других развитых странах. К примеру, по данным публикаций о малом бизнесе, в США в начале 2000-х гг. было зарегистрировано более 27 млн компаний, относящихся к категории малого бизнеса (к малым предприятиям в США относятся компании, в которых работают менее 500 чел.). При этом инновационная активность малого бизнеса в России уступает инновационной активности крупных и средних предприятий (рис. 2).
Как и в крупном бизнесе, вопреки тенденции, наблюдаемой в странах – инновационных лидерах, инновационная активность растет пропорционально размеру российских малых предприятий: чем выше среднесписочная численность предприятия, тем выше уровень его инновационной активности.
Статистика показывает, что пока инновационный климат в стране остается не вполне благоприятным для развития малых инновационных предприятий, что является основной проблемой при создании и начале функционирования «стартапа».