По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.01

Ключевые факторы успеха малых и средних предприятий*

Атаманов А.В. ФГВУЗ Институт менеджмента инноваций НИУ «ВШЭ», г. Москва ул. Трифоновская, д. 57
Ляпина С.Ю. докт. эк. наук, профессор кафедры Менеджмента инноваций, науч. руководитель, ФГВУЗ Институт менеджмента инноваций НИУ «ВШЭ», Москва, ул. Трифоновская, д. 57, e-mail: imi@hse.ru

Как известно, ключевые факторы успеха на стадиях развития «стартапа» определяют принципиальный подход к ведению бизнеса. В связи с этим на их основе целесообразно применение научно-методических рекомендаций по управлению «стартапами» в процессе их развития, направленных на повышение выживаемости и результативности их инновационной деятельности. Эта задача тем более актуальна, поскольку банкротство и выход из бизнеса малых инновационных предприятий в 4 случаях из 5 связан, как это установлено, с ошибками управления.

Литература:

1. Баранов А.М. Малое предпринимательство в системе новых российских экономических отношений: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук (09.00.00). — М.: Всемирный информационно-распределенный университет, 2007.

2. Бланк С. Четыре шага к озарению. Стратегии создания успешных стартапов. — М.: Альпина Паблишер, 2014.

3. Гамидулаев Р.Б., Гамидулаева Л.А. Организационно-экономические факторы инновационной деятельности и формы ее поддержки в малом предпринимательстве // Организатор производства. — 2008. — № 2.

4. Грачева М.В., Ляпина С.Ю. Управление рисками в инновационной деятельности. — М.: ЮНИТИ-Дана, 2010.

5. Кузнецова И.И. Основы малого предпринимательства. — М.: Academia, 2011.

6. Молчанова В.П. Малое предпринимательство и перспективы его развития в России: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук (08.00.01). — М.: Академия труда и социальных отношений, 2006.

5. Ромашова Л.О. Проблемы и противоречия в управлении малым предпринимательством // Знание. Понимание. Умение. — 2010. — № 4.

6. Статистика инноваций в России / Наука, инновации и информационное общество. — Росстат, 2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: business/nauka/ind_2020/pril4. pdf. http://www.gks.ru/free_doc/new_ site.

Современная наука установила прямую зависимость экономического роста от развития предпринимательского сегмента. Как правило, никакая политическая воля, облаченная в нормативные акты и директивные предписания, неспособна привести к какому-либо экономическому росту при отсутствии предпринимательской инициативы.

Именно с недостаточным развитием предпринимательства связана низкая инновационная активность российской экономики: как показывает статистика, сегмент малого бизнеса является слаборазвитым, а число малых предприятий в период с 2009 по 2013 г. оставался крайне низким (рис. 1).

Следствием доминирования крупного бизнеса в российской экономике является нарушение рыночного равновесия за счет монопольного или олигопольного состояния рынка, что приводит к ограничению возможности для развития предпринимательской инициативы как внутри крупных компаний, так и при создании новых высокотехнологичных предприятий.

Отсутствие конкуренции на российском рынке резко снижает спрос на инновации, что приводит к сокращению предложений, проявляющихся в виде недостаточных темпов роста малых инновационных предприятий.

Иллюстрируя этот вывод, можно отметить, что доля малых инновационных предприятий в общем числе малых предприятий в России (см. рис. 1) существенно ниже, чем в других развитых странах. К примеру, по данным публикаций о малом бизнесе, в США в начале 2000-х гг. было зарегистрировано более 27 млн компаний, относящихся к категории малого бизнеса (к малым предприятиям в США относятся компании, в которых работают менее 500 чел.). При этом инновационная активность малого бизнеса в России уступает инновационной активности крупных и средних предприятий (рис. 2).

Как и в крупном бизнесе, вопреки тенденции, наблюдаемой в странах – инновационных лидерах, инновационная активность растет пропорционально размеру российских малых предприятий: чем выше среднесписочная численность предприятия, тем выше уровень его инновационной активности.

Статистика показывает, что пока инновационный климат в стране остается не вполне благоприятным для развития малых инновационных предприятий, что является основной проблемой при создании и начале функционирования «стартапа».

Для Цитирования:
Атаманов А.В., Ляпина С.Ю., Ключевые факторы успеха малых и средних предприятий*. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2016;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: