Проблемы становления и развития предприятия очень хорошо иллюстрирует модель жизненного цикла предприятия, разработанная Адизисом И. Вариант модели жизненного цикла предприятия, составленный по аналогии с моделью Адизиса И., представлен на рис. 4. Характеристики стадий и точек бифуркации (смена установившегося режима) жизненного цикла предприятия (компании) согласно модели Адизиса И. приведены в табл. 2.
Стадии старения соответствуют стадиям зрелости бизнеса, которые выходят за рамки настоящей статьи, поэтому в тексте не рассматриваются.
Предприятие переходит на стадии старения не в зависимости от времени, а вследствие ошибок менеджмента, его недостаточной гибкости и стратегичности. Главная проблема развития «стартапа» в инновационной сфере состоит в решении проблем управления жизненным циклом предприятия.
Решением основных проблем, которые требуют своего научного обоснования и которые выступают предметом исследования ученых и специалистов, изучающих ключевые факторы успеха предпринимательской деятельности в инновационной сфере, являются ответы на следующие вопросы:
– какие условия нужно создать и какие усилия предпринять, чтобы предпринимательство развивалось и укреплялось в обществе, а предпринимательский подход сопровождал все виды экономической деятельности?
– какие компетенции необходимы для предпринимательской деятельности, какие знания, умения и навыки для этого нужны и какими личными качествами нужно обладать, чтобы стать успешным предпринимателем?
– как предпринимателю планировать и осуществлять свои действия, чтобы получить позитивный предпринимательский эффект — использовать ключевые факторы успеха предпринимательства?
Возникают и другие вопросы, но именно эти ближе всего к практическим потребностям и связывают науку о предпринимательстве в инновационной сфере с реальной жизнью.
Вопросы формирования благоприятной среды относятся к сфере государственного управления экономикой и входят в блок задач формирования и развития национальной инновационной системы, то есть выходят за рамки данной статьи. Поэтому основное внимание необходимо сосредоточить на последних двух вопросах, которые по своей сути связаны с выделением ключевых факторов успеха инновационного бизнеса, определением компетенций, необходимых инициаторам «стартапа» (собственникам, учредителям, владельцам, стейкхолдерам малого инновационного предприятия), и компетентным использованием этих ключевых факторов успеха на практике.