В настоящее время происходит активная модернизация профессионального образования врачей, выражающаяся прежде всего в изменении самой модели обучения. Правовая основа происходящей модернизации определена Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где, в частности, содержится требование того, что медицинские работники обязаны повышать свою квалификацию не реже одного раза в пять лет прохождением аккредитации в соответствии с установленным порядком [1]. Реализацией данного требования призвана стать система непрерывного медицинского и фармацевтического образования в виде индивидуального сценария подготовки по соответствующей специальности [2]. В процедурном отношении подобная стратегия предполагает разработку индивидуального плана обучения и последующее его дискретное освоение в течение пяти лет, по окончании которого врач допускается к процедуре повторной аккредитации [3–5].
Само понятие непрерывного профессионального образования врачей представлено в ст. 82 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому непрерывное медицинское образование представляет собой форму реализации профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования, обеспечивающую непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков врачей в течение всей жизни, а также постоянное повышение их профессионального уровня и расширение квалификации [6].
В рамках предложенной Министерством здравоохранения РФ модели непрерывного профессионального образования предполагалось сочетание таких форм образовательной активности, как дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и образовательные мероприятия. Последние могут проводиться как в очном, так и в заочном вариантах. Общая трудоемкость формирующегося за счет данных форм образовательной деятельности индивидуального плана должна составлять не менее 250 академических часов с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 академических часов, набранных за счет программ непрерывного образования и образовательных мероприятий. При этом ежегодно в зачет идет не более 14 академических часов за счет освоения образовательных мероприятий [3–5].