По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.23 DOI:10.33920/med-03-1910-09

Ключевые аспекты методологии разработки дополнительных профессиональных программ подготовки врачей — специалистов терапевтического профиля

Евгений Аркадьевич Праскурничий д-р мед. наук, заведующий кафедрой терапии МБУ ИНО ФГБУ «Государственный научный центр Российской Федерации — Федеральный медицинский биофизический центр имени А. И. Бурназяна» ФМБА России

В статье рассматриваются принципы разработки дополнительных профессиональных программ подготовки врачей терапевтического профиля. Подчеркивается необходимость использования разных по продолжительности и тематике циклов обучения, которые могут быть востребованы разными специалистами. Обсуждается значение введения обучающего симуляционного курса в рамках дополнительных профессиональных программ. Демонстрируются возможности реализации программ непрерывного профессионального образования в условиях ФГБУ «Государственный научный центр Российской Федерации — Федеральный медицинский биофизический центр имени А. И. Бурназяна» ФМБА России.

Литература:

1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 29.05.2019).

2. Москвичева М. Г. Актуальные вопросы организации непрерывного медицинского образования / М. Г. Москвичева, Е. В. Шишкин // Непрерывное медицинское образование и наука. — 2017. — № 1. — Т. 12. — С. 4–11.

3. Самойлов А. С., Кузнецова О. В., Каримова Д. Ю. и др. Социальное партнерство в системе непрерывного профессионального медицинского образования // Вестник последипломного медицинского образования. — 2019. — № 1. — С. 26–31.

4. Приказ Минздрава России от 11.11.2013 № 837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования специалистов с высшим медицинским образованием в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, с участием медицинских профессиональных некоммерческих организаций» (в ред. от 09.06.2015).

5. Приказ Минздрава России от 09.06.2015 № 328 «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. № 837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций»».

6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 26.07.2019).

7. Клочкова С. В. Тенденции медицинского образования в свете современных тенденций / С. В. Клочкова, Н. Т. Алексеева, Д. Б. Никитюк // Журнал анатомии и гистопатологии. — 2017. — Т. 6. — № 5. — С. 22.

8. Серов В. Н. Система непрерывного медицинского образования должна совершенствоваться // Эффективная фармокотерапия. — 2016. — № 22. — С. 4–5.

9. Мартынов А. И. Роль Учебного центра Российского научного медицинского общества терапевтов в непрерывном медицинском образовании / А. И. Мартынов, А. А. Спасский, А. А. Михайлов // Терапия. — 2016. — № 5. — С. 9–12.

10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

В настоящее время происходит активная модернизация профессионального образования врачей, выражающаяся прежде всего в изменении самой модели обучения. Правовая основа происходящей модернизации определена Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где, в частности, содержится требование того, что медицинские работники обязаны повышать свою квалификацию не реже одного раза в пять лет прохождением аккредитации в соответствии с установленным порядком [1]. Реализацией данного требования призвана стать система непрерывного медицинского и фармацевтического образования в виде индивидуального сценария подготовки по соответствующей специальности [2]. В процедурном отношении подобная стратегия предполагает разработку индивидуального плана обучения и последующее его дискретное освоение в течение пяти лет, по окончании которого врач допускается к процедуре повторной аккредитации [3–5].

Само понятие непрерывного профессионального образования врачей представлено в ст. 82 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому непрерывное медицинское образование представляет собой форму реализации профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования, обеспечивающую непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков врачей в течение всей жизни, а также постоянное повышение их профессионального уровня и расширение квалификации [6].

В рамках предложенной Министерством здравоохранения РФ модели непрерывного профессионального образования предполагалось сочетание таких форм образовательной активности, как дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и образовательные мероприятия. Последние могут проводиться как в очном, так и в заочном вариантах. Общая трудоемкость формирующегося за счет данных форм образовательной деятельности индивидуального плана должна составлять не менее 250 академических часов с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 академических часов, набранных за счет программ непрерывного образования и образовательных мероприятий. При этом ежегодно в зачет идет не более 14 академических часов за счет освоения образовательных мероприятий [3–5].

Для Цитирования:
Евгений Аркадьевич Праскурничий, Ключевые аспекты методологии разработки дополнительных профессиональных программ подготовки врачей — специалистов терапевтического профиля. ГЛАВВРАЧ. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: