— Поговорим о создании попечительских советов, которые могли бы содействовать сохранению культурного наследия и развитию современных музеев. Как вы считаете, для российской действительности это актуальный вопрос? Или исключительно для музеев уровня Третьяковской галереи и Эрмитажа?
— У нашего музея есть Попечительский совет, он был создан 2014 году. Это была моя идея, и я очень хотел ее воплотить. Один раз собрались и все: этим деятельность Попечительского совета Хабаровского музея и ограничилась. Все благополучно про него забыли, потому что люди, которые в него входили: депутаты, члены Совета Федерации, для галочки вошли в Совет, но беспокоить их, как оказалось, нельзя. Вскоре они оставили свои посты, многие люди уехали из региона и, честно говоря, представителей бизнеса и тех людей, кто мог бы помогать финансово, не оказалось рядом. Не говорю сейчас про административный ресурс, потому что в данном аспекте есть понимание между музеем и региональным министерством культуры. Актуальнее говорить о финансовых средствах, которых всегда не хватает. Поэтому, я готов согласиться, что говоря об Эрмитаже, Третьяковской галерее, вопрос создания попечительских советов актуален. Почему? Потому что на их уровне взаимоотношения выстраиваются просто и понятно. Взять, к примеру, выставку Эдварда Мунка, проходящую сейчас в Третьяковской галерее. Я думаю, что когда в Москве сконцентрированы все финансовые средства, крупным компаниям, таким как Сбербанк, Аэрофлот, проще вложить деньги один раз и быть на всех рекламных площадках Москвы, где по разным оценкам от 12 до 15 млн жителей, где в музеях гарантированы очереди, нежели вкладывать по регионам. Музеи есть разные, и не все музеи, города и даже регионы, принимая большую выставку, готовы обеспечить большую посещаемость. Такое часто бывает людям не интересно. В Москве иначе строится восприятие культурных мероприятий, поэтому, я думаю, в данном вопросе меценатам и «друзьям», как их еще называют, конечно же комфортнее на своем уровне. Хотя на уровне регионов работать тоже нужно, что мы и делаем. Вот в этом году, я могу с гордостью сказать, что под нашу «Музейную кухню. 2.0», — это наша образовательная программа для муниципальных музейщиков, представителей дальневосточных музеев, — денежные средства выделила российская горнорудная компания «Полиметалл». Они выделили небольшую сумму, но благодаря их вложению мы смогли реализовать этот проект. В рамках юбилейных мероприятий, ПАО Сбербанк помог нам закупить некоторые экспонаты. Потихоньку мы в этом направлении работаем и я, придя в должность генерального директора музея, стараюсь поддерживать и продвигать идею «друзей» музея в публичное пространство, будучи уверенным, что бизнес и культура могут сосуществовать, и это выгодно всем, и не только с точки зрения финансов и рекламы. Как бы громко это не звучало, когда работаешь на определенной территории, в нее обязательно нужно вкладывать, что-то давать, какую-то частичку себя.