Гнев — одна из базовых эмоций, образующих основу мотивационной системы человека [1]. Как и другие базовые эмоции, гнев является нормальным компонентом аффективный сферы каждого человека на всех этапах филогенетического развития, хотя способы его выражения могут различаться. Гнев по‑прежнему остается мало изученной эмоцией [2].
В современном психиатрическом сообществе нет единого мнения о том, чем отличаются гневные реакции здоровых людей от таковых у лиц с психическими расстройствами, какими когнитивными и поведенческими паттернами может быть представлена данная эмоция. Поведение, опосредованное гневом, может служить разным целям, а особенности агрессивных действий зачастую определяются традиционными и культурными рамками, обуславливаются социальным контекстом.
В клинической практике врачи-психиатры достаточно часто сталкиваются с проявлениями гнева. Чрезмерное использование агрессивных выражений или физическое насилие являются следствием неспособности контролировать гнев, что может встречаться не только при психических расстройствах, таких как шизофрения, расстройства личности, аффективные нарушения и т. д., но и являться самостоятельной диагностической категорией [3]. Вместе с тем, во всех случаях, наличие гневного расстройства позволяет прогнозировать динамику клинической картины и определять риск открытого агрессивного поведения. Патологический гнев не только не несет в себе адаптивную цель, но и может привести к тяжелым социальным последствиям, отрицательным реакциям со стороны окружающих, межличностным и семейным конфликтам, уничтожению имущества и профессиональной дезадаптации [4]. Основной отличительной особенностью патологических реакций гнева является несоответствие интенсивности ответной реакции силе и значимости триггера, вследствие неспособности волевым усилием тормозить чрезмерность эмоциональной реакции [5].
В исследовании приняли участие 103 пациента мужского пола, в возрасте от 18 до 86 лет (средний возраст 48 + 3 года), поступивших на стационарное лечение в СПБ ГКУЗ ГПБ № 6 (стационар с диспансером), в клинической картине у которых имели место аффективные нарушения в виде преобладания патологического гнева. В соответствии с критериями МКБ-10 диагностированы: острые и хронические аффективные расстройства — 27 пациентов (раздел F30-39); органические расстройства — 32 пациента (раздел F00–06, раздел F70-79), шизофрения и шизотипические расстройства — 44 пациента (раздел F20-29).