По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 10.33920/med-01-1912-02

Клинико-психологические характеристики подростков, нуждающихся в ортодонтическом лечении

Джангильдин Юрий Тангирович доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии ФДПО, ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова» Минздрава России, г. Москва, e-mail: cerebra@inbox.ru.
Мурачуева Айшат Гаруновна аспирант кафедры ортодонтии, ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, e-mail: alakuti@mail.ru.
Слабковская Анна Борисовна доктор медицинских наук, профессор, заведующая учебной частью кафедры ортодонтии, ФГБОУ ВО «Московский государственный медикостоматологический университет имени А. И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, e-mail: slabkovskaya.ann@mail.ru.
Гаджиева Уммурайзат Хизриевна кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии ФДПО, ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова» Минздрава России, г. Москва, e-mail: ugadzhieva@yandex.ru

Высокая распространенность в популяциях зубочелюстных аномалий, их коморбидность с психоэмоциональными и соматическими нарушениями определяет интерес к изучению особенностей личности, психоэмоционального статуса и паттернов поведения, транслируемых семейной системой подростков. В статье проводится анализ клинико-психологических характеристик подростков в возрасте от 12 до 17 лет, которые на начальном этапе были разделены на две группы в соответствии с периодизацией психологического развития Д. Б. Эльконина. Результаты исследования показали, что личностно-психологические особенности подростков имеют гетерогенную структуру и могли бы в дальнейшем служить информационным базисом для построения и поддержания отношений врач/пациент на всех этапах ортодонтического лечения.

Литература:

1. Алимский А. В., Текучева С. В., Гуненкова И. В. Медико-социальные и организационные аспекты обращаемости и оказания ортодонтической помощи в современных условиях // Экономика и менеджмент в стоматологии. — 2011. — № 3 (35). — С. 38–43.

2. Анохина А. В., Лосева Т. В., Голенков А. В. Роль психологических характеристик личности и особенностей семейного воспитания в адаптации ребенка к ортодонтическому лечению // Acta Medica Eurasica. — 2017. — № 1. — С. 1–9.

3. Зубарева А. В., Гараева К. Л., Исаева А. И. Распространенность зубочелюстных аномалий у детей и подростков (обзор литературы) // EUROPEAN RESEARCH. — 2015. — № 10 (11). — С. 128–132.

4. Кузьмина Э. М. и др. Современные подходы к профилактике кариеса зубов // Информация СЦ ВОЗ при МГМСУ. — 2011. — Т. 2. — № 38. — С. 2–8.

5. Мансур Ю. П., Казанцева И. А. Качество жизни взрослых лиц без ортодонтической патологии // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/ ru/article/view?id=16224 (дата обращения: 03.10.2019).

6. Таклас Н., Слабковская А. Б., Персин Л. С. Психологический статус пациентов с зубочелюстными аномалиями // Ортодонтия. — 2012. — № 1. — С. 9–14.

7. Архангельская А. С., Слабковская А. Б., Джангильдин Ю. Т. Особенности динамики клинико-психологических характеристик у пациентов с зубочелюстными аномалиями на этапах ортодонтического лечения // Психическое здоровье. — 201 7. — № 6. — С. 28–37.

8. Al-Khotani A., Naimi-Akbar A., Gjelset M., Albadawi E., Bello L., Hedenberg-Magnusson B., Christidis N. The associations between psychosocial aspects and TMD-pain related aspects in children and adolescents // J Headache Pain. — 2016. — № 17. — P. 30. — doi: 10.1186/s10194-016-0622-0.

9. Baron C., Houchmand-Cuny M., Enkel B., Lopez-Cazaux S. Prevalence of dental anomalies in French orthodontic patients: A retrospective study // Arch Pediatr. — 2018. — № 25 (7). — P. 426–430. — doi: 10.1016/j. arcped.2018.07.002.

10. Bittencourt J. M., Martins L. P., Bendo C. B., Vale M. P., Paiva S. M. Negative eff ect of malocclusion on the emotional and social well-being of Brazilian adolescents: a population-based study // Eur J Orthod. — 2017. — № 39 (6). — P. 628–633. — doi: 10.1093/ejo/cjx020.

11. Boeck E. M. et al. Occurrence of skeletal malocclusions in Brazilian patients with dentofacial deformities // Braz. Dent. J. — 2011. — Vol. 22. — № 4. — P. 340–345.

12. de Paiva Bertoli F. M., Bruzamolin C. D., de Almeida Kranz G. O., Losso E. M., Brancher J. A., de Souza J. F. Anxiety and malocclusion are associated with temporomandibular disorders in adolescents diagnosed by RDC/TMD. A crosssectional study // J Oral Rehabil. — 2018. — № 45 (10). — P. 747–755. — doi: 10.1111/joor.12684.

13. Deng X., Wang Y. J., Deng F., Liu P. L., Wu Y. Psychological well-being, dental esthetics, and psychosocial impacts in adolescent orthodontic patients: A prospective longitudinal study // Am J Orthod Dentofacial Orthop. — 2018. — № 153 (1). — P. 87–96. e2. — doi: 10.1016/j.ajodo.2017.05.028.

14. Proffi t W. R., Jackson T. H., Turvey T. A. Changes in the pattern of patients receiving surgical-orthodontic treatment // Am. J. Orthod. Dentofacial Orthop. — 2013. — Vol. 143, № 6. — P. 793–798.

По имеющимся на сегодняшний день данным распространенность зубочелюстных аномалий в различных популяциях колеблется в широком диапазоне от 10 до 70 % [3, 5, 9, 11, 14]. Российскими эпидемиологическими исследованиями показано, что в некоторых регионах России распространенность зубочелюстных аномалий достигает 95 % [1]. По данным Второго национального стоматологического исследования [РФ]? 55 % детей 12-летнего возраста имеют зубочелюстные нарушения [3, 4]. Кроме того, наличие какой-либо зубочелюстной аномалии или дисфункции в высоком проценте случаев сопряжено с эмоциональным дискомфортом, и в частности, с высоким уровнем тревоги [6, 12], эмоциональными [10], поведенческими и соматическими нарушениями, а также с более высокой частотой возникновения депрессии [10], агрессивного поведения и проблем с мышлением, чем это отмечается у здоровых детей и подростков [8]. Основой таких состояний являются личностно-характерологические особенности [13], паттерны поведения в семье, влияние родительских установок в воспитании подростков. В связи с этим изучение личностной типологии, эмоционального состояния подростков, представлений и ожиданий от ортодонтического лечения выступает одним из важнейших аспектов, понимание которого позволит улучшить качество оказываемой помощи и более эффективно решать поставленные в начале лечения задачи [2, 6, 7].

изучить клинико-психологические особенности подростков с зубочелюстными аномалиями.

На базе Клинического центра «Челюстно-лицевой, реконструктивно-восстановительной и пластической хирургии» было обследовано 40 подростков в возрасте 12–17 лет, которые были распределены на 2 группы в соответствии с периодизацией психологического развития Д. Б. Эльконина (1-я группа — 12–14 лет (28 подростков), 2-я группа — 15–17 лет (12 подростков). Основными методами исследования были: стоматологический, клинико-психологический методы, а также статистический метод, который выполнялся при помощи пакета прикладных программ Statistiсa 12.0 и Microsoft Office Excel 2010. Проводился анализ распределения изучаемых признаков в двух группах с помощью коэффициента Шапиро — Уилка. Меры центральных тенденций описывались медианой, средним арифметическим. Оценивались стандартные отклонения, минимумы и максимумы значений, 95 % доверительные интервалы, стандартные ошибки среднего. При оценке нулевых гипотез уровень критической значимости альфа принимался равным 0,05. Использовались психометрические методики: 14-факторный личностный опросник Кеттела (вариант для подростков от 12 до 18 лет, состоящий из 142 вопросов), опросник «Анализ семейных взаимоотношений Э. Г. Эйдемиллера».

Для Цитирования:
Джангильдин Юрий Тангирович, Мурачуева Айшат Гаруновна, Слабковская Анна Борисовна, Гаджиева Уммурайзат Хизриевна, Клинико-психологические характеристики подростков, нуждающихся в ортодонтическом лечении. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: