По имеющимся на сегодняшний день данным распространенность зубочелюстных аномалий в различных популяциях колеблется в широком диапазоне от 10 до 70 % [3, 5, 9, 11, 14]. Российскими эпидемиологическими исследованиями показано, что в некоторых регионах России распространенность зубочелюстных аномалий достигает 95 % [1]. По данным Второго национального стоматологического исследования [РФ]? 55 % детей 12-летнего возраста имеют зубочелюстные нарушения [3, 4]. Кроме того, наличие какой-либо зубочелюстной аномалии или дисфункции в высоком проценте случаев сопряжено с эмоциональным дискомфортом, и в частности, с высоким уровнем тревоги [6, 12], эмоциональными [10], поведенческими и соматическими нарушениями, а также с более высокой частотой возникновения депрессии [10], агрессивного поведения и проблем с мышлением, чем это отмечается у здоровых детей и подростков [8]. Основой таких состояний являются личностно-характерологические особенности [13], паттерны поведения в семье, влияние родительских установок в воспитании подростков. В связи с этим изучение личностной типологии, эмоционального состояния подростков, представлений и ожиданий от ортодонтического лечения выступает одним из важнейших аспектов, понимание которого позволит улучшить качество оказываемой помощи и более эффективно решать поставленные в начале лечения задачи [2, 6, 7].
изучить клинико-психологические особенности подростков с зубочелюстными аномалиями.
На базе Клинического центра «Челюстно-лицевой, реконструктивно-восстановительной и пластической хирургии» было обследовано 40 подростков в возрасте 12–17 лет, которые были распределены на 2 группы в соответствии с периодизацией психологического развития Д. Б. Эльконина (1-я группа — 12–14 лет (28 подростков), 2-я группа — 15–17 лет (12 подростков). Основными методами исследования были: стоматологический, клинико-психологический методы, а также статистический метод, который выполнялся при помощи пакета прикладных программ Statistiсa 12.0 и Microsoft Office Excel 2010. Проводился анализ распределения изучаемых признаков в двух группах с помощью коэффициента Шапиро — Уилка. Меры центральных тенденций описывались медианой, средним арифметическим. Оценивались стандартные отклонения, минимумы и максимумы значений, 95 % доверительные интервалы, стандартные ошибки среднего. При оценке нулевых гипотез уровень критической значимости альфа принимался равным 0,05. Использовались психометрические методики: 14-факторный личностный опросник Кеттела (вариант для подростков от 12 до 18 лет, состоящий из 142 вопросов), опросник «Анализ семейных взаимоотношений Э. Г. Эйдемиллера».