Афазия – это системное нарушение различных сторон речи, связанное с локальным поражением речевых зон, располагающихся у правшей в левом полушарии головного мозга (ГМ). Афазия – наиболее частое речевое расстройство у взрослых, которое обычно сопровождается нарушением письма (аграфия) и чтения (алексия).
Научное изучение афазий началось во второй половине XIX в. В 1861 году французский врач Брока, исследуя мозг больного, страдавшего после инсульта нарушением речевого высказывания, но понимавшего речь окружающих, обнаружил поражение задних отделов нижней лобной извилины левого полушария. Эта область в последующем была названа центром моторной речи Брока, а речевое расстройство – моторной афазией. В 1874 году немецкий ученый Вернике описал речевое расстройство с непониманием речи окружающих, при которой были повреждены задние отделы верхней височной извилины левого полушария, – центр сенсорной речи Вернике, сенсорная афазия. Огромный вклад в учение об афазиях внес известный отечественный ученый А. Р. Лурия и его ученики.
Единой классификации афазий нет. В России используют классификацию А. Р. Лурия (7 вариантов), за рубежом – упрощенный вариант классификации Лихтгейма-Вернике (8 вариантов) [4]. Зарубежная классификация подразумевает разделение афазий на заднюю и переднюю. Задняя афазия наблюдается при поражении задних отделов доминантного полушария (у правшей – левого) и не сопровождается снижением беглости речи (англ. fl uent aphasia), речь остается плавной, ненапряженной. В случаях поражения передних отделов доминантного полушария развивается передняя афазия со снижением беглости речи (англ. non-fl uent aphasia) – речь становится напряженной, спотыкающейся.
Основные причины развития афазий – это поражения доминантного полушария ГМ вследствие инсультов, травм, опухолей, нейроинфекций (герпетический энцефалит), а также атрофических процессов [5]. Афазии при атрофических процессах, например болезни Альцгеймера, возникают на начальных этапах заболевания – на стадии «мягкой» деменции. Вначале наблюдаются моторно-афатические расстройства – «спотыкания», затем – логоклонии и амнестическая афазия, которая в последующем приобретает черты сенсорной афазии с высокой речевой активностью (вплоть до логореи). В последующем речь становится скудной, распадается письмо (распад письменной речи опережает распад устной). Чтение вслух сохраняется, но утрачивается понимание прочитанного текста [10].