По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.2 DOI:10.33920/pro-03-2508-03

Клиентоориентированность персонала как инструмент конкурентоспособности предприятия

Стасевич Е.В. эксперт-психолог, преподаватель, предприниматель, Россия, г. Москва, E-mail: elenastasevich.psy@yandex.ru

В статье рассматривается клиентоориентированность персонала как инструмент конкурентоспособности предприятия. В настоящее время наиболее жизнеспособными оказываются те предприятия, которые ориентированы на клиентов и их потребности. Глобализация мировой экономики и появление новых концепций, способствующих повышению качества рабочей силы, таких как управление качеством, знаниями и ключевыми компетенциями, приводят к изменениям в построении взаимоотношений предприятий со своими клиентами. «Клиентоориентированное предприятие» не равно «предприятию, ориентированному на клиента». Клиентоориентированное предприятие стремится действовать в одном направлении с клиентами.

Литература:

1. Друкер, П.Ф. Практика менеджмента. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 416 с.

2. Куприянов, А.С. Структурные компоненты корпоративной идентичности сотрудников российских бизнес-организаций // Теория и практика общественного развития. — 2012. — № 1. — С. 72–74.

3. Патлах, И. Клиентоориентированность как философия бизнеса // Ваш бизнес. — 2011. — № 10. — С. 24–26.

4. Крюкова А.А. Анализ методических подходов, методов и моделей клиентоориентированного управления // Основы экономики, управления и права. — 2012. — № 3 (3). — С. 70–74.

5. Левитт Т. Маркетинговая миопия. / В кн.: Классика маркетинга: сборник работ, оказавших наибольшее влияние на маркетинг: Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2001. — С. 11–34.

6. Пантина, А.А. Взгляд на клиентоориентированность как на основу стратегии современной организации // Менеджмент сегодня. — 2011. — № 3. — С. 140–144.

Статья поступила 19.06.2025 г.

Статья одобрена к публикации 30.06.2025 г.

Для создания конкурентных преимуществ предприятию уже недостаточно просто предоставлять продукцию и услуги требуемого качества, важным становится умение поддерживать долгосрочные отношения с клиентами. Таким образом, актуальность проблемы формирования и оценки клиентоориентированности персонала как инструмента повышения результативности и конкурентоспособности предприятия очевидна.

Известный американский специалист по управлению П. Друкер еще в прошлом веке утверждал: «Предназначение любого бизнеса заключается в удовлетворении запросов клиента» [1]. Поэтому все больше предприятий стремится к выстраиванию системы удовлетворения потребностей клиентов и формирования клиентоориентированности. И на клиентов, и на отношения с ними смотрят как на ресурс, который позволяет зарабатывать. То есть, если вы учитываете интересы клиентов, то клиенты, в свою очередь, покупают у вас больше, чаще и дольше, да еще и рекомендуют другим. Термин «клиентоориентированность» происходит от английского «customer-oriented» / «with a customer focus», что в переводе означает «ориентированный на клиента», то есть характеризует умение сотрудника ориентироваться в своем корпоративном поведении и в своей деятельности на потребности и интересы клиента, а также принимать их во внимание и учитывать в дальнейшей работе. Несмотря на долгую историю научного изучения, клиентоориентированность остается не только ведущим трендом любой бизнес-деятельности, но и наиболее ожидаемой компетенцией каждого отдельного сотрудника предприятия, вне зависимости от занимаемой им должности. Если в 90-х годах прошлого столетия предприятия уделяли большое внимание решению задачи серьезного повышения качества выпускаемого продукта или производимой услуги, то начало нового века отмечено серьезными сдвигами в этом вопросе в сторону решения задачи улучшения качества обслуживания клиентов.

Для Цитирования:
Стасевич Е.В., Клиентоориентированность персонала как инструмент конкурентоспособности предприятия. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2025;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: