По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.13

Кластерная концепция как направление повышения конкурентоспособности предприятий и территорий

Акулич М. В. канд. экон. наук, доцент кафедры маркетинга, Белорусский национальный технический университет, Минск, Белоруссия

При использовании кластерных инициатив в рамках стратегий развития многие предприятия достигают высокого уровня конкурентоспособности. При кластеризации экономики обеспечивается благоприятный климат для повышения производительности, эффективности и успешности бизнеса. Кластеризация содействует расширению возможностей для инновационного развития, оптимизации взаимодействия между разными региональными и страновыми субъектами, между коммерческими и некоммерческими секторами, между производителями товаров и их потребителями. С ее помощью возможно формирование лица отдельной компании, улучшение ее восприятия внешним окружением.

Литература:

1. Акулич М. В. Проблемы экспорта брендов / М. В. Акулич // Бренд-менеджмент. — 2011. — № 2. — С. 57–68.

2. Акулич М. В. Потребители, страны и бренды / М. В. Акулич // Бренд-менеджмент. — 2011. — № 4. — С. 42–51.

3. Акулич М. В. Страновой бренд / М. В. Акулич: сб. науч. тр. фак-та предприним. и управл. БГАТУ. — Минск: БГАТУ, 2012. — С. 47–53.

4. Акулич М. В. Объявление страны как путь к увеличению ее конкурентоспособности / М. В. Акулич: мат-лы 10-го Междунар. науч. семинара, проводимого в рамках 11-й Междунар. науч.-технич. конференции «Наука — образованию, производству, экономике». — Минск: БНТУ, 2013. — С. 105–109.

5. Акулич М. В. и др. О некоторых аспектах создания и развития национального (странового) брендинга и повышения имиджа страны // М. В. Акулич, А. С. Глубокий, У. Гандура: мат-лы 11-го Междунар. науч. семинара, проводимого в рамках 11-й Междунар. науч.-технич. конференции «Наука — образованию, производству, экономике». — Минск: БНТУ, 2014. — С. 131–137.

6. Рыжанков М. Ф. и др. Об универсальном языке брендов. Развитие брендинга // М. Ф. Рыжанков, М. В. Акулич: сб. науч. тр. фак-та предприним. и управл. БГАТУ. — Минск: БГАТУ, 2012. — С. 137–142.

7. Темичев А. М. и др. Создание международного бренда, обеспечение его узнаваемости и поддержание репутации / А. М. Темичев, М. В. Акулич // Рекламодатель: теория и практика. — 2014. — № 5. — С. 48–54.

8. Шаромов А. Бренд страны/региона/города как инструмент экономического роста / А. Шаромов // Бренд-менеджмент. — 2007. — № 5. — С. 78–86.

Кластерная концепция впервые была выдвинута гарвардским профессором Майклом Портером, определившим ее как «группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга». Она зиждется на отраслевой и географической принадлежности входящих в состав кластера предприятий и организаций, занимающихся совместным производством и продажей ряда товаров, находящихся между собой во взаимосвязи и взаимодополняю щих друг друга. При этом имеет место акцентирование внимания на факторе географической, территориальной близости участников кластера, имеющих общность интересов, и их кооперировании в целях обеспечения положительной синергии на уровне как отраслевого, так и межотраслевого взаимодействия.

Представление в традиционной трактовке экономики региона дает нам картину совокупности отраслей, базирующихся в регионе. Определение состояния экономики происходит посредством конъюнктурного анализа, при котором проводится исследование в отраслевом разрезе и в разрезе субъектов хозяйствования. Имеет место четкая отраслевая привязка.

Кластерный подход во главу угла при анализе и управлении ставит переменную межотраслевого, а не отраслевого хозяйственного образования, которое может разниться в своих реализациях формой, внутренним динамизмом, интенсивностью разнонаправленного взаимодействия входящих в него субъектов.

Организация экономики при реализации кластерной концепции становится по характеру все более межотраслевой, поскольку появляются новые рынки, занимающие промежуточное положение между отраслями. Этот характер в развитых странах вырисовывается все четче.

Следование кластерной концепции развития региона дает шанс альтернативного видения конкуренции, получения улучшенной модели структурирования региональной экономики, а также комплексного подхода к инновационному прогрессивному развитию как локальных агентов, так и всей территории, на которой эти агенты ведут свою деятельность.

Для Цитирования:
Акулич М. В., Кластерная концепция как направление повышения конкурентоспособности предприятий и территорий. Директор по маркетингу и сбыту. 2017;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: