По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.055.2, ВАК 08.00.12 DOI:10.33920/sel-11-2012-06

Кластеризация регионов России по уровню эффективности сельского хозяйства

Демичев Вадим Владимирович канд. экон. наук, доцент кафедры статистики и эконометрики, ФГБОУ ВО «РГАУ — МСХА им. К. А. Тимирязева» 127550, г. Москва, Лиственничная аллея, д. 4 E-mail: vadi.demiche@mail.ru
Маслакова Веста Владимировна ассистент кафедры статистики и эконометрики, ФГБОУ ВО «РГАУ — МСХА им. К. А. Тимирязева» 127550, г. Москва, Лиственничная аллея, д. 4 E-mail: lenora-@mail.ru
Нестратова Анастасия Андреевна магистр кафедры прикладной информатики, ФГБОУ ВО «РГАУ — МСХА им. К. А. Тимирязева» 127550, г. Москва, Лиственничная аллея, д. 4 E-mail: nastyashka-jka@mail.ru

В статье рассмотрены ключевые изменения в механизме предоставления сельскохозяйственных субсидий регионам Российской Федерации. Подразделение субсидий на компенсирующую и стимулирующую части с последующим сохранением только стимулирующей части может привести к перераспределению субсидий в регионы, ранее получавшие незначительную часть господдержки, но являющиеся перспективными с точки зрения развития сельского хозяйства. Кроме того, средства стимулирующей части субсидий будут направлены на решение социально-экономических проблем, а также поддержку малых форм хозяйствования в форме реализации конкретных проектов (поддержка будет носить более адресный характер). В представленном исследовании предложена система статистических показателей определения групп регионов по уровню эффективности — не только экономической и производственной, но и социальной и экологической. Опираясь на тот или иной аспект эффективности, регионы могут обосновывать необходимость выделения им средств из стимулирующей части государственной поддержки. В статье выделены и охарактеризованы кластеры регионов по уровню эффективности сельского хозяйства.

Литература:

1. Алборов, Р.А. Организация первичного, аналитического и синтетического учета биологических активов и сельскохозяйственной продукции / Л.И. Хоружий, С.М. Концевая, Г.Р. Алборов // Бухучет в сельском хозяйстве. — 2020. — № 10.

2. Антонова Н. Минсельхоз обновил правила предоставления единой субсидии с 2020 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// milknews.ru/index/selskoe-hozyaystvo/minselhoz-gospodderzhka-2020. html (дата обращения: 02.06.2020).

3. Зинченко, А.П. Проблемы воспроизводства в сельском хозяйстве России /А.П. Зинченко // Studies on Russian Economic Development. — 2017. — Т. 28, № 2. — С. 140–146.

4. Зинченко, А.П. Региональная и муниципальная статистика: практикум / А.П. Зинченко, В.В. Демичев. — М.: РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2016. — 80 с.

5. Кулистикова, Т. Господдержка меняет направление. Система субсидирования агросектора снова корректируется / Т. Кулистикова // Агроинвестор. — 2019. — № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.agroinvestor.ru/analytics/ (дата обращения: 14.08.2020).

6. Хоружий, Л.И. Анализ реальных инвестиций агропредприятий / Л.И. Хоружий, Н.Ю. Трясцына // Бухучет в сельском хозяйстве. — 2020. — № 7.

7. Хоружий, Л.И. Использование таргет-костинга и кайзен-костинга для обеспечения эффективного управления затратами в межорганизационных отношениях организаций АПК / Л.И. Хоружий, Ю.Н. Катков, А.А. Романова // Бухучет в сельском хозяйстве. — 2020. — № 11. — С. 24–34.

8. Demichev V. Sustainable Development of Agriculture in Russian Regions on the Basis of Inclusiveness. Hradec Economic Days. 2020; 10 (1): 85–94. doi: 10.36689/uhk/hed/2020-01-010.

9. Dumnov A., Khoruzhij L., Kharitonova A., Ukolova A., and Skachkova S. Eco-economic systems of Russian agriculture: Statistical analysis // Journal of Reviews on Global Economics. 2019; 8: 362–372.

10.Kagirova M., Rodionova O., Dumnov A., Kerimov V., Kolomeeva E. Statistical analysis of differentiation of Russian regions in terms of ensuring intensive import substitution in the livestock sector // Journal of Applied Economic Sciences. 2018; 13 (4): 1069–1080.

1. Alborov, R.A. Organization of primary, analytical and synthetic accounting of biological assets and agricultural products / L.I. Khoruzhy, S.M. Kontsevaya, G.R. Alborov // Accounting in agriculture. — 2020. — No. 10.

2. Antonova, N. The Ministry of agriculture updated the rules for providing a single subsidy from 2020. URL: https://milknews.ru/index/selskoe-hozyaystvo/minselhoz-gospodderzhka-2020.html (accessed: 02.06.2020).

3. Zinchenko, A.P. Problems of reproduction in agriculture in Russia / A.P. Zinchenko // Studies on Russian Economic Development. 2017; 28 (2): 140– 146.

4. Zinchenko, A.P. Regional and municipal statistics / A.P. Zinchenko, V.V. Demichev // Workshop. — Moscow: RGAU-MSHA named after K.A. Timiryazev, 2016. — 80 p.

5. Kulistikovа, Т. So the State changing direction. The system of subsidizing the agricultural sector is being adjusted again / T. Kulistikova // Agroinvestor. — 2019. — No. 4. URL: https://www.agroinvestor.ru/analytics/ (accessed: 14.08.2020).

6. Khoruzhy, L.I. Analysis of real investments of agricultural enterprises / L.I. Khoruzhy, N.Yu. Tryashtsyna // Accounting in agriculture. — 2020. — № 7.

7. Khoruzhy, L.I. Use of target-costing and kaizen-costing to ensure effective cost management in inter-organizational relations of agricultural organizations / L.I. Khoruzhy, Y.N. Katkov, A.A. Romanova // Accounting in agriculture. — 2020. — № 11 — Р. 24–34.

8. Demichev V. 2020. Sustainable Development of Agriculture in Russian Regions on the Basis of Inclusiveness. Hradec Economic Days. 2020; 10 (1): 85–94. doi: 10.36689/uhk/hed/2020-01-010.

9. Dumnov A., Khoruzhij L., Kharitonova A., Ukolova A., and Skachkova S. Eco-economic systems of Russian agriculture: Statistical analysis // Journal of Reviews on Global Economics. 2019; 8: 362–372.

10. Kagirova M., Rodionova O., Dumnov A., Kerimov V., Kolomeeva E. Statistical analysis of differentiation of Russian regions in terms of ensuring intensive import substitution in the livestock sector // of Applied Economic Sciences. 2018; 13 (4): 1069–1080.

Статья поступила 13 сентября 2020 г.

С 2020 г. в пилотном режиме действует новая система предоставления сельскохозяйственных субсидий регионам. Теперь каждый субъект может претендовать на компенсирующую и стимулирующую части господдержки. Назначение первой — поддержание уже достигнутых результатов в отрасли, второй — дальнейшее точечное развитие производства [2, 5]. Приоритет будет отдан регионам, не решившим вопрос продовольственной безопасности, а также установившим для себя приоритетные отрасли АПК. Главная цель реализуемых изменений — развитие перспективных сельскохозяйственных регионов, одновременно имеющих проблемы в социально-экономическом развитии, поддержка малых форм хозяйствования и отдельных направлений производства (например, сои, рапса, переработки продукции). Предварительно предполагается, что сначала соотношение компенсирующей и стимулирующей частей субсидий будет на уровне — 50/50, затем — 30/70, а в дальнейшем останется только стимулирующая часть единой субсидии.

При этом установлен ограничивающий коэффициент по доле региона в общем объеме субсидий по компенсирующей части — 5 %, а по стимулирующей — 40 %. Это может привести к ситуации, когда несколько регионов могут получить подавляющую часть «стимулирующих» субсидий. Проведенные ранее исследования показали, что на 15 российских регионов за период наблюдения с 2006 по 2018 г. приходилось 50 % всех предоставленных субсидий [8].

Несмотря на то что риск неравномерного распределения субсидий сохраняется, в том числе по причине отсутствия точной схемы определения приоритетных проектов и распределения средств, подобные изменения в механизме предоставления субсидий приведут к перераспределению господдержки и появлению новых возможностей для перспективных сельскохозяйственных регионов, у которых появятся возможности реализовывать свои аграрные проекты, нормализовать воспроизводство [3] и развивать те или иные, специфичные именно для них направления.

С начала реализации ПНП «Развитие АПК» в 2006 г., а затем государственных программ развития сельского хозяйства на 2008–2012 и 2013–2020 гг. в сельское хозяйство России направлен существенный объем бюджетных субсидий. За этот период определились регионы-лидеры, существенно повысившие объем и эффективность сельскохозяйственного производства. Наибольший объем субсидий за период 2006–2018 гг. получили такие регионы, как Республика Татарстан (148 млрд руб.), Белгородская область (99), Воронежская область (65), Брянская область (59) и Республика Башкортостан (51). Изменение механизма предоставления субсидий может столкнуть эти регионы, а также другие регионы-лидеры по объему полученной государственной поддержки с новыми вызовами, касающимися снижения объемов господдержки. Одновременно эта ситуация предоставит дополнительные возможности тем регионам, которые не смогли себя проявить в сфере развития аграрного производства в предшествующие периоды. Учитывая всё вышесказанное, представляется особенно актуальным выделение регионов — «успешных» с точки зрения сельского хозяйства, а также «отстающих», у которых появляются новые возможности в получении государственной поддержки. При этом «успешными» будем считать регионы, имеющие высокий уровень не только экономической, но и социальной, экологической эффективности, которые также должны учитываться при планировании всего аграрного сектора.

Для Цитирования:
Демичев Вадим Владимирович, Маслакова Веста Владимировна, Нестратова Анастасия Андреевна, Кластеризация регионов России по уровню эффективности сельского хозяйства. Бухучет в сельском хозяйстве. 2020;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: