Статья поступила 13 сентября 2020 г.
С 2020 г. в пилотном режиме действует новая система предоставления сельскохозяйственных субсидий регионам. Теперь каждый субъект может претендовать на компенсирующую и стимулирующую части господдержки. Назначение первой — поддержание уже достигнутых результатов в отрасли, второй — дальнейшее точечное развитие производства [2, 5]. Приоритет будет отдан регионам, не решившим вопрос продовольственной безопасности, а также установившим для себя приоритетные отрасли АПК. Главная цель реализуемых изменений — развитие перспективных сельскохозяйственных регионов, одновременно имеющих проблемы в социально-экономическом развитии, поддержка малых форм хозяйствования и отдельных направлений производства (например, сои, рапса, переработки продукции). Предварительно предполагается, что сначала соотношение компенсирующей и стимулирующей частей субсидий будет на уровне — 50/50, затем — 30/70, а в дальнейшем останется только стимулирующая часть единой субсидии.
При этом установлен ограничивающий коэффициент по доле региона в общем объеме субсидий по компенсирующей части — 5 %, а по стимулирующей — 40 %. Это может привести к ситуации, когда несколько регионов могут получить подавляющую часть «стимулирующих» субсидий. Проведенные ранее исследования показали, что на 15 российских регионов за период наблюдения с 2006 по 2018 г. приходилось 50 % всех предоставленных субсидий [8].
Несмотря на то что риск неравномерного распределения субсидий сохраняется, в том числе по причине отсутствия точной схемы определения приоритетных проектов и распределения средств, подобные изменения в механизме предоставления субсидий приведут к перераспределению господдержки и появлению новых возможностей для перспективных сельскохозяйственных регионов, у которых появятся возможности реализовывать свои аграрные проекты, нормализовать воспроизводство [3] и развивать те или иные, специфичные именно для них направления.
С начала реализации ПНП «Развитие АПК» в 2006 г., а затем государственных программ развития сельского хозяйства на 2008–2012 и 2013–2020 гг. в сельское хозяйство России направлен существенный объем бюджетных субсидий. За этот период определились регионы-лидеры, существенно повысившие объем и эффективность сельскохозяйственного производства. Наибольший объем субсидий за период 2006–2018 гг. получили такие регионы, как Республика Татарстан (148 млрд руб.), Белгородская область (99), Воронежская область (65), Брянская область (59) и Республика Башкортостан (51). Изменение механизма предоставления субсидий может столкнуть эти регионы, а также другие регионы-лидеры по объему полученной государственной поддержки с новыми вызовами, касающимися снижения объемов господдержки. Одновременно эта ситуация предоставит дополнительные возможности тем регионам, которые не смогли себя проявить в сфере развития аграрного производства в предшествующие периоды. Учитывая всё вышесказанное, представляется особенно актуальным выделение регионов — «успешных» с точки зрения сельского хозяйства, а также «отстающих», у которых появляются новые возможности в получении государственной поддержки. При этом «успешными» будем считать регионы, имеющие высокий уровень не только экономической, но и социальной, экологической эффективности, которые также должны учитываться при планировании всего аграрного сектора.