В маркетинговой и сервисной деятельности большое внимание уделяется выявлению, формированию и удовлетворению потребностей, так как это повышает качество оказываемых услуг и реализуемых товаров, а также эффективность финансово-хозяйственной деятельности организаций. В научной литературе существует несколько классификаций потребностей, разработанных А. Маслоу, Д. Мак-Клелланд, Ф. Герцбергом [1] и другими авторами [2; 3]. В качестве классификационных признаков используются назначение [1], источники удовлетворения потребностей [2], субъекты — носители потребностей [3].
Так, по субъектам потребностей различают индивидуальные, фирменные, государственные, муниципальные потребности [4], а по источникам удовлетворения — 1) потребности, удовлетворяемые в системе сервисного обслуживания; 2) потребности, удовлетворяемые индивидуальными предпринимателями; 3) потребности, удовлетворяемые путем самообслуживания [2].
Наряду с указанными классификациями потребностей по субъектам, а также по источникам удовлетворения нами разработана классификация потребностей по функциональному и социальному назначению. В основу ее положена инновационная классификация потребностей, предложенная М.А. Николаевой и впервые опубликованная в ее учебнике «Маркетинг товаров и услуг» (2001). При разработке приведенной в данной статье классификации удовлетворяемых услугами потребностей учтены особенности услуг как средств удовлетворения разнообразных потребностей в зависимости от их функционального и социального назначения. При этом необходимо иметь в виду, что любая услуга может удовлетворять не одну, а несколько потребностей разных видов и подвидов.
В зависимости от функционального и социального назначения услуги могут удовлетворять следующие виды и подвиды потребностей (см. таблицу).
Анализ классификации потребностей, удовлетворяемых услугами, показывает, что все перечисленные их виды и подвиды могут также удовлетворяться и материальными товарами. Это предопределяет их взаимозаменяемость, на основе которой между услугами и материальными товарами возникают конкурентные отношения.