По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.46(075.8) DOI:10.33920/igt-01-2210-05

Классификация удовлетворяемых услугами потребностей по назначению

М.А. Николаева д-р техн. наук, профессор кафедры международной коммерции, РАНХиГС при Президенте РФ
С.Л. Калачев канд. техн. наук, доцент кафедры товароведения и товарной экспертизы, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

В статье приведена инновационная классификация удовлетворяемых услугами потребностей по функциональному и социальному назначению. Рассмотрены виды и подвиды этих потребностей. Выявлено, что услуги и их материальные результаты удовлетворяют преимущественно физиологические, психические, социально-экономические и интеллектуальные потребности, в меньшей мере духовные, в основном религиозные потребности. По каждому виду разобраны их подвиды и средства удовлетворения: услуги, их материальные и нематериальные результаты, а также условия оказания услуг.

Литература:

1. Маркетинг: учебник / Кол. авторов; под ред. проф. Т.Н. Парамоновой. — М.: КНОРУС, 2015.

2. Романович Ж.А., Калачев С.Л. Сервисная деятельность: учебное пособие. — М.: ТИД «Дашков и Ко», 2018. — 286 с.

3. Николаева М.А. Маркетинг товаров и услуг: учебник. — М.: Деловая литература, 2001.

4. Николаева М.А. Товарная политика: учебник. — М.: Норма; ИНФРА-М, 2018.

1. Marketing: uchebnik / kol. avtorov; pod red. Prof. T.N. Paramonovoj. M.: KNORUS, 2015.

2. Romanovich Zh.A., Kalachev S.L. Servisnaja dejatel'nost': uchebnoe posobie. M.: TID «Dashkov i Ko», 2018. 286 s.

3. Nikolaeva M.A. Marketing tovarov i uslug: uchebnik. M.: Delovaja literatura, 2001.

4. Nikolaeva M.A. Tovarnaja politika: uchebnik. M.: Norma; INFRA-M, 2018.

В маркетинговой и сервисной деятельности большое внимание уделяется выявлению, формированию и удовлетворению потребностей, так как это повышает качество оказываемых услуг и реализуемых товаров, а также эффективность финансово-хозяйственной деятельности организаций. В научной литературе существует несколько классификаций потребностей, разработанных А. Маслоу, Д. Мак-Клелланд, Ф. Герцбергом [1] и другими авторами [2; 3]. В качестве классификационных признаков используются назначение [1], источники удовлетворения потребностей [2], субъекты — носители потребностей [3].

Так, по субъектам потребностей различают индивидуальные, фирменные, государственные, муниципальные потребности [4], а по источникам удовлетворения — 1) потребности, удовлетворяемые в системе сервисного обслуживания; 2) потребности, удовлетворяемые индивидуальными предпринимателями; 3) потребности, удовлетворяемые путем самообслуживания [2].

Наряду с указанными классификациями потребностей по субъектам, а также по источникам удовлетворения нами разработана классификация потребностей по функциональному и социальному назначению. В основу ее положена инновационная классификация потребностей, предложенная М.А. Николаевой и впервые опубликованная в ее учебнике «Маркетинг товаров и услуг» (2001). При разработке приведенной в данной статье классификации удовлетворяемых услугами потребностей учтены особенности услуг как средств удовлетворения разнообразных потребностей в зависимости от их функционального и социального назначения. При этом необходимо иметь в виду, что любая услуга может удовлетворять не одну, а несколько потребностей разных видов и подвидов.

В зависимости от функционального и социального назначения услуги могут удовлетворять следующие виды и подвиды потребностей (см. таблицу).

Анализ классификации потребностей, удовлетворяемых услугами, показывает, что все перечисленные их виды и подвиды могут также удовлетворяться и материальными товарами. Это предопределяет их взаимозаменяемость, на основе которой между услугами и материальными товарами возникают конкурентные отношения.

Для Цитирования:
М.А. Николаева, С.Л. Калачев, Классификация удовлетворяемых услугами потребностей по назначению. Товаровед продовольственных товаров. 2022;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: