По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.1

Классические программы стимулирования труда (опыт предприятий)

И.В. Корнеева канд. экон. наук, доцент, заместитель руководителя департамента менеджмента, Финансовый университет при Правительстве РФ, 125993, Москва, Ленинградский проспект, д. 49 E-mail: korneeva38@yandex.ru

Для грамотной мотивации работников важное значение имеет правильное использование систем стимулирования. В связи с этим анализ существующего отечественного и зарубежного опыта представляет практический интерес для работников менеджмента и службы управления персоналом.

Литература:

1. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г. Экономика труда. — М.: Юрайт, 2015. — 386 с.

2. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г. Управление персоналом. — М.: Юрайт, 2019. — 467 с.

3. Сидоров Н.В. Мотивация талантов для инновационной экономики // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2015. — №7. — С. 46–47.

4. Руденко Г.Г., Сидорова В.Н., Сидоров Н.В. Отечественный опыт управления талантами // Вестник Омского университета. Серия Экономика. — 2016. — №3. — С. 139–144.

В Японии, США, Южной Корее и западноевропейских странах лучшие компании стараются повысить уровень приверженности персонала своей организации.

Все программы стимулирования можно классифицировать по трем основным группам.

Первая группа — по результатам общей деятельности организации:

● программы стимулирования конкретных показателей деятельности (конкретных объемов работ, объемов продаж и т.д.);

● системы участия в прибыли компании;

● премиальные системы и бонусные программы.

Вторая группа — на основе отношений собственности:

● программы предоставления своим работникам акций организации;

● системы совладения активами организации под посредничеством инвестиционных фондов;

● опционные контракты, которые дают право купить в будущем пакет акций компании-работодателя (в установленное заранее время) по цене, зафиксированной в момент предоставления опциона (обычно это текущая рыночная цена или близкая к ней).

Третья группа — социальные и прочие программы:

● получение социального пакета услуг, предоставляемого организацией работнику;

● программы улучшения организации и условий труда, и проч.

Во всем многообразии стимулирующих программ особое место занимают системы участия работников в прибыли компании.

Под системами участия работников в прибыли компании понимается разделение между ними и компанией дополнительной прибыли, которая была получена в результате повышения производительности и качества. При этом рассматривается производительность всего предприятия или производственного участка, т.е. групповая или коллективная эффективность. Особенность этих систем стимулирования заключается в том, что участвуют в них все работники, а не несколько избранных.

Существуют четыре основных типа таких систем: Скэнлона, Ракера, Ипрошеар и система компании «Линкольн электрик». Все они были разработаны уже достаточно давно. Каждая имеет свою, часто весьма ограниченную сферу эффективного применения в зависимости от специфики конкретного производства, и прежде чем их заимствовать (полностью или частично), нужно, по меньшей мере, четко представлять, для какой отрасли (области деятельности) и каких целей та или иная система пригодна. В настоящее время существуют многочисленные модификации этих классических систем в соответствии с конкретными условиями хозяйственной деятельности фирмы, охватывающие целиком организацию или отдельные участки, бригады, команды, группы работников.

Для Цитирования:
И.В. Корнеева, Классические программы стимулирования труда (опыт предприятий). Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: