В Японии, США, Южной Корее и западноевропейских странах лучшие компании стараются повысить уровень приверженности персонала своей организации.
Все программы стимулирования можно классифицировать по трем основным группам.
Первая группа — по результатам общей деятельности организации:
● программы стимулирования конкретных показателей деятельности (конкретных объемов работ, объемов продаж и т.д.);
● системы участия в прибыли компании;
● премиальные системы и бонусные программы.
Вторая группа — на основе отношений собственности:
● программы предоставления своим работникам акций организации;
● системы совладения активами организации под посредничеством инвестиционных фондов;
● опционные контракты, которые дают право купить в будущем пакет акций компании-работодателя (в установленное заранее время) по цене, зафиксированной в момент предоставления опциона (обычно это текущая рыночная цена или близкая к ней).
Третья группа — социальные и прочие программы:
● получение социального пакета услуг, предоставляемого организацией работнику;
● программы улучшения организации и условий труда, и проч.
Во всем многообразии стимулирующих программ особое место занимают системы участия работников в прибыли компании.
Под системами участия работников в прибыли компании понимается разделение между ними и компанией дополнительной прибыли, которая была получена в результате повышения производительности и качества. При этом рассматривается производительность всего предприятия или производственного участка, т.е. групповая или коллективная эффективность. Особенность этих систем стимулирования заключается в том, что участвуют в них все работники, а не несколько избранных.
Существуют четыре основных типа таких систем: Скэнлона, Ракера, Ипрошеар и система компании «Линкольн электрик». Все они были разработаны уже достаточно давно. Каждая имеет свою, часто весьма ограниченную сферу эффективного применения в зависимости от специфики конкретного производства, и прежде чем их заимствовать (полностью или частично), нужно, по меньшей мере, четко представлять, для какой отрасли (области деятельности) и каких целей та или иная система пригодна. В настоящее время существуют многочисленные модификации этих классических систем в соответствии с конкретными условиями хозяйственной деятельности фирмы, охватывающие целиком организацию или отдельные участки, бригады, команды, группы работников.