В условиях глобализации и интернационализации образования в преподавании истории приоритетным направлением становится исследование событийной истории и духовной культуры общества на основе анализа текстов произведений художественной литературы. Одно из величайших сокровищ культуры — письменные памятники, все, что записано на камнях и глине, на дереве и бересте, на пергаменте и бумаге. Вся литература: научная и художественная, легенды и былины, исторические документы и деловые записи, — все это сокровища письменности. Иоганн Фридрих Шиллер сказал: «Плоть и голос дает письмо немой мысли. И через поток тысячелетий доходят до нас говорящие страницы» [2]. «Говорящие страницы» всех веков и народов и есть хранилище всего, что было записано, одно из величайших сокровищ мировой культуры. Вся совокупность памятников письменности отражает культуру того народа, который ее создал. Собственные оригинальные системы письма существовали в странах Европы, Азии, Африки и Америки [6, c. 10–13]. Волшебный мир книги связан с мифологией, древними легендами и народными преданиями, в которых отразились различные религиозные представления, исторические события и повседневная жизнь.
В помощь преподавателю нами были подготовлены презентационные материалы творческого проекта «История мировой культуры: учебные и методические материалы для учителей истории и обществознания основной и старшей школы»1 (Н.В. Смирнова) с целью знакомства с произведениями мировой художественной литературы и воспитания культуры толерантности. В «Декларации принципов толерантности» от 16.11.1995 мы читаем: «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности… Толерантность — это гармония в многообразии…» [1]. Задачи проекта: познакомить обучающихся с особенностями духовной культуры, религиозными представлениями народов; раскрыть важнейшие культурные ценности русской, западноевропейской и восточной цивилизаций. Мо Янь, выдающийся китайский писатель современности, лауреат Нобелевской премии по литературе, пишет: «История, которую переживает народ, отличается от официальной истории. А литература не история, это художественный способ объяснить какие-то вещи» [3].