По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 3.37.012.018

Художественная литература как ядро культурологического образования

Фортунатова Вера Алексеевна ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Россия, 603115, Нижний Новгород, ул. Тверская, 25/15, e-mail: fortunatova2@mail.ru
Валеева Елена Викторовна ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (Арзамасский филиал)», Россия, 607220, Нижегородская обл., Арзамас, ул. Парковая, 1/Г, e-mail: ev.visual@mail.ru

Обогащение литературного развития современника затруднено целым комплексом социально-психологических факторов. Культурология помогает определить новые направления в преодолении имеющихся здесь трудностей, предоставляет универсальный опыт смежных гуманитарных дисциплин, способствует возрождению антропологических функций художественного слова, сохраняя тем самым вековые традиции гуманизма.

Литература:

1. Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я. Системная интеграция индивидуальности человека. — М.: Изд-во Института психологии РАН, 2018. — 176 с.

2. Гуревич П.С. Культурология. — 5-е изд. — М.: КноРус, 2019. — 448 с.

3. Как люди делают себя. Обычные россияне в необычных обстоятельствах: концептуальное осмысление восьми наблюдавшихся случаев / Под общ. ред. В.А. Ядова и др. — М.: Логос, 2010. — 388 с.

4. Любинская Л.Н., Лепилин С.В. Проблема времени в контексте междисциплинарных исследований. — М.: Прогресс-Традиция, 2002. — 304 с.

5. Национальные коды в европейской литературе XIX–XXI веков. — Нижний Новгород: Нижегородский гос. ун-т, 2016. — 677 с.

6. Попова И.Л. Историческая поэтика в теоретическом освещении. — М.: ИМЛИ РАН, 2015. — 264 с.

7. Порус В.Н. Философия науки на пути к контекстуализму: перспективы развития // Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, социуме: сборник научных статей / Под общей ред. И.Т. Касавина и др. — Нижний Новгород: ННГУ им. Лобачевского, 2017. — 345 с.

8. Фрайзе Маттиас. Изучение литературы: между текстологией и культурологией // Челябинский гуманитарий. — 2011. — № 1 (14). — С. 82–86.

9. Эпштейн М.Н. Проективный словарь гуманитарных наук. — М.: Новое литературное обозрение, 2017. — 616 с.

Статья поступила 14.04.2019 г.

Место литературы в актуальном общественном сознании — предмет многочисленных обсуждений, связанных с социальной ролью Слова, психологией личности, особенностями вербальной коммуникации, сохранением традиций и прочими аспектами всего комплекса проблем в этой теме.

Необходимо учесть, что вместе с этим процессом девальвации литературного образования и децентрации самого понятия общекультурного развития личности за последние десятилетия произошел параллельный сдвиг этих аспектов в сторону общей культурологии, предоставившей свое пространство практически всему спектру гуманитарных дисциплин, вступивших внутри него во взаимодействие и создавших новые образовательные технологии и практики, способные обновить прежние представления о возможностях того или иного аспекта гуманитаристики. Концентрация этой энергии и ее использование в контексте развития человека сами по себе становятся глобальными задачами современной науки пока еще не на уровне описания положительного опыта и полученных результатов, но вполне обнадеживающих подступов к ее решению.

Известно, что художественное слово отражает в себе специфику и возможности практически всех сфер гуманитарного применения. И одна из них — создание параллельной реальности, способной вновь возвращаться и преобразовывать породившую ее субстанцию. Осуществляется это с помощью литературной метафоризации, источник которой уже находится в тексте, ассимилирующем вместе со сравнением когнитивно-образный мир.

Литература как исток познания, ее образы в виде концептов, порожденных устойчивыми смыслами, столь скептически воспринимаемых сегодня за счет стертости их значений, оторванных от человека, от ситуации своего порождения, от своих созидательных возможностей. Рационализация нерационального материала — это своеобразный технологический противоход от образа к идее, не получивший пока своего гуманитарного освоения в актуальном контенте.

Интегративность как сущностное свойство культурологической картины мира переходит с опорой на различные смысловые центры гуманитарного пространства в контекстуализм образования, которое таким образом приобретает черты философии знания о человеке и его месте в мире [7. С. 6–9]. Литературный контекст эпохи порожден не только составляющими его произведениями литературы, но смыслами восприятия, анализа, усвоения, рецептивности. И в этом значении современность переживает конфликт столкновений множественных контекстов, порожденных децентрацией авторской воли создателя текста, писательского авторитета, поддержанного общественными и государственными институтами. Сегодня инициатива осмысления и суждения по поводу прочитанного принадлежит читающему субъекту, поэтому пратекст рассыпался на множество версий, видений, точек зрения, ракурсов, перспектив, концептов и пр. Образование, призванное консолидировать этот разброс мнений, вынуждено использовать культурологические функции и подходы. И следует отметить, что методология изучения и преподавания литературы во многом оказалась неготовой принять этот вызов.

Для Цитирования:
Фортунатова Вера Алексеевна, Валеева Елена Викторовна, Художественная литература как ядро культурологического образования. Вопросы культурологии. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: