Статья поступила 14.04.2019 г.
Место литературы в актуальном общественном сознании — предмет многочисленных обсуждений, связанных с социальной ролью Слова, психологией личности, особенностями вербальной коммуникации, сохранением традиций и прочими аспектами всего комплекса проблем в этой теме.
Необходимо учесть, что вместе с этим процессом девальвации литературного образования и децентрации самого понятия общекультурного развития личности за последние десятилетия произошел параллельный сдвиг этих аспектов в сторону общей культурологии, предоставившей свое пространство практически всему спектру гуманитарных дисциплин, вступивших внутри него во взаимодействие и создавших новые образовательные технологии и практики, способные обновить прежние представления о возможностях того или иного аспекта гуманитаристики. Концентрация этой энергии и ее использование в контексте развития человека сами по себе становятся глобальными задачами современной науки пока еще не на уровне описания положительного опыта и полученных результатов, но вполне обнадеживающих подступов к ее решению.
Известно, что художественное слово отражает в себе специфику и возможности практически всех сфер гуманитарного применения. И одна из них — создание параллельной реальности, способной вновь возвращаться и преобразовывать породившую ее субстанцию. Осуществляется это с помощью литературной метафоризации, источник которой уже находится в тексте, ассимилирующем вместе со сравнением когнитивно-образный мир.
Литература как исток познания, ее образы в виде концептов, порожденных устойчивыми смыслами, столь скептически воспринимаемых сегодня за счет стертости их значений, оторванных от человека, от ситуации своего порождения, от своих созидательных возможностей. Рационализация нерационального материала — это своеобразный технологический противоход от образа к идее, не получивший пока своего гуманитарного освоения в актуальном контенте.
Интегративность как сущностное свойство культурологической картины мира переходит с опорой на различные смысловые центры гуманитарного пространства в контекстуализм образования, которое таким образом приобретает черты философии знания о человеке и его месте в мире [7. С. 6–9]. Литературный контекст эпохи порожден не только составляющими его произведениями литературы, но смыслами восприятия, анализа, усвоения, рецептивности. И в этом значении современность переживает конфликт столкновений множественных контекстов, порожденных децентрацией авторской воли создателя текста, писательского авторитета, поддержанного общественными и государственными институтами. Сегодня инициатива осмысления и суждения по поводу прочитанного принадлежит читающему субъекту, поэтому пратекст рассыпался на множество версий, видений, точек зрения, ракурсов, перспектив, концептов и пр. Образование, призванное консолидировать этот разброс мнений, вынуждено использовать культурологические функции и подходы. И следует отметить, что методология изучения и преподавания литературы во многом оказалась неготовой принять этот вызов.