По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 304.2; 304.4

Художественная культура в региональном измерении: эффекты восприятия и эффективность воздействия

Зубанова Людмила Борисовна ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры», Россия, 454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36-а, Е-mail: milazubanova@gmail.com

Статья посвящена анализу художественной культуры региона, исследованию регионально-культурной идентичности. Представлены оригинальные результаты мониторинга художественной жизни территорий Южного Урала с 2010 по 2015 гг. Воссоздается портрет регионального потребителя художественной культуры. Особое внимание уделяется авторскому исследовательскому проекту сопоставления территорий, разделенных в зависимости от уровня охвата населения культурным обслуживанием на три типа культурно-территориальных плацдарма; фиксируется зависимость между реализуемой культурно-художественной политикой региона и особенностями формирования ценностных установок молодежи.

Литература:

1. Бетехтин А.В., Зубанова Л.Б., Синецкий С.Б., Шуб М.Л. Социокультурный потенциал Южного Урала: вызовы времени и ориентиры культурной политики. — Челябинск: Энциклопедия, 2011.

2. Замятин Д.Н. Образ наследия в культуре. Методологические подходы к изучению понятия наследие // Социологические исследования. — 2010. — № 2. — С. 75–82.

3. Зубанова Л.Б., Шуб М.Л., Павлова А.Ю. Художественная культура в социологическом измерении: наследие прошлого и актуальные практики современности. — Челябинск: Энциклопедия, 2014.

4. Караханова Т.М. Свободное время городских жителей: прошлое и настоящее // Социологические исследования. — 2014. — № 1. — С. 66–78.

5. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители Запада о месте культуры в современном обществе. — М.: Политиздат. — 1991. — С. 230–263.

6. Синецкий С.Б., Синецкая Т.М. Искусство и интеллектуализация общества: новый старый смысл культурной политики // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2014. — № 4 (40). — С. 46–50.

7. Синецкий С.Б. Культурная политика XXI века: от прецедента Истории к проекту Будущего. — Челябинск: Энциклопедия, 2011.

8. Художественная жизнь современного общества: в 4 т. / Отв. ред. Ю.У. ФохтБабушкин. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. Т. 2. Аудитория искусства в России: вчера и сегодня.

Статья поступила 10.03.2016 г

Стремления исследователей выстраивать стройно-непротиворечивые модели и схемы социологического постижения художественной культуры и искусства (сродни знаменитому: «поверить алгеброй гармонию…») Х. Ортега-и-Гассет сравнивал с попытками раскрывать сущность человека через его тень [5. С. 230]. Подобное скептическое отношение, однако, не препятствовало самому испанскому философу и культурологу представлять авторские социологические воззрения на понимание особенностей восприятия искус ства публикой, равно как и не останавливало иных исследователей в пости- 39 жении противоречивой художественной природы сквозь призму социальнообусловленных конструкций и инструментария.

По сути, во всем многообразии подходов и концепций, направленных на системное изучение искусства, речь может идти о базовой ориентации исследовательского посыла на акт творения или на акт восприятия искусства; или представлять искусствоведческую триаду «действительность — художник — произведение искусства» в противовес социологической «произведение искусства — публика — действительность» [8. С. 8]. В первом случае в центре внимания оказывается содержательно-смысловая интерпретация художественного произведения или замысла его создателя (взгляд, обобщенно трактуемый как искусствоведческий), во втором — «иная» природа произведения: аспект его отражения, проекции на сознание воспринимающей аудитории.

Социологический аспект изучения художественной культуры региона наделен особым эвристическим потенциалом, позволяющим не только фиксировать актуальный срез в развитии искусства, но и через исследование обратной связи с различными социально-демографическими группами прогнозировать тенденции развития художественной культуры в системе: «предложение — спрос — предложение» на конкретной территории. Министерством культуры Челябинской области и кафедрой культурологии и социологии Челябинского государственного института культуры с 2010 г. осуществляется комплексный мониторинг художественной жизни городов и территорий Южного Урала (опросы населения территорий Южного Урала по методу целенаправленной квотной выборки, ключевой критерий — половозрастные характеристики), проектируя портрет регионального потребителя художественной культуры.

Для Цитирования:
Зубанова Людмила Борисовна, Художественная культура в региональном измерении: эффекты восприятия и эффективность воздействия . Вопросы культурологии. 2016;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: