Статья поступила 10.03.2016 г
Стремления исследователей выстраивать стройно-непротиворечивые модели и схемы социологического постижения художественной культуры и искусства (сродни знаменитому: «поверить алгеброй гармонию…») Х. Ортега-и-Гассет сравнивал с попытками раскрывать сущность человека через его тень [5. С. 230]. Подобное скептическое отношение, однако, не препятствовало самому испанскому философу и культурологу представлять авторские социологические воззрения на понимание особенностей восприятия искус ства публикой, равно как и не останавливало иных исследователей в пости- 39 жении противоречивой художественной природы сквозь призму социальнообусловленных конструкций и инструментария.
По сути, во всем многообразии подходов и концепций, направленных на системное изучение искусства, речь может идти о базовой ориентации исследовательского посыла на акт творения или на акт восприятия искусства; или представлять искусствоведческую триаду «действительность — художник — произведение искусства» в противовес социологической «произведение искусства — публика — действительность» [8. С. 8]. В первом случае в центре внимания оказывается содержательно-смысловая интерпретация художественного произведения или замысла его создателя (взгляд, обобщенно трактуемый как искусствоведческий), во втором — «иная» природа произведения: аспект его отражения, проекции на сознание воспринимающей аудитории.
Социологический аспект изучения художественной культуры региона наделен особым эвристическим потенциалом, позволяющим не только фиксировать актуальный срез в развитии искусства, но и через исследование обратной связи с различными социально-демографическими группами прогнозировать тенденции развития художественной культуры в системе: «предложение — спрос — предложение» на конкретной территории. Министерством культуры Челябинской области и кафедрой культурологии и социологии Челябинского государственного института культуры с 2010 г. осуществляется комплексный мониторинг художественной жизни городов и территорий Южного Урала (опросы населения территорий Южного Урала по методу целенаправленной квотной выборки, ключевой критерий — половозрастные характеристики), проектируя портрет регионального потребителя художественной культуры.