По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Хроника агитационных полетов пилота В.Б. Копылова и бортмеханика Х.С. Клочко в конце 20-х гг. XX в.

Л.В. Ивановская старший научный сотрудник музейного отдела научно-фондовой работы Центрального музея Военно-Воздушных Сил, Монино

Разворачивающееся восстановление и реконструкция авиационной промышленности после революций и войн требовали больших средств. Государство для создания Воздушного Флота было вынуждено обратиться за помощью к народу. В марте 1923 года были созданы Общество Друзей Воздушного Флота (ОДВФ) и «Добролет», основной целью которых была организация авиационных полетов с агитационными целями и сбором денежных средств для строительства воздушного флота молодой Советской республики. Однако не стоит переоценивать финансовые возможности созданных обществ «Друзей воздушного флота». Гораздо важнее другая сторона их деятельности, а именно: ОДВФ удалось в минимальные сроки внедрить в сознание «широких народных масс», уверенность в том, что создание могучего Воздушного флота — это жизненная потребность для страны и каждого ее гражданина.

Литература:

1. Г.К. Агитполет — компания ОДВФ СССР // Вестник воздушного флота — 1925. — № 1.

2. Блестящее достижение советской авиации // Известия. — 1926. — № 144

3. Эйзнер А.П. Самолет в Вологде // Красный север — 1927. — № 70

4. Куда полетит агитсамолет // Известия. — 1927. — № 148.

5. Итоги большого европейского перелета // Вестник воздушного флота — 1929. — № 9.

6. Большие советские перелеты // Известия. — 1928. — № 124.

7. Жирнов Е. Добровольные общества… // Комерсант. — 2010. — № 31.

8. Дрозд Е. Так это начиналось… // Гражданская авиация. — 2013. — № 1. — С. 41.

В начале 1920-х гг. в целях широкого распространения военных знаний и навыков военного дела среди гражданского населения были созданы добровольные общественные организации: Общество содействия обороне СССР, Общество друзей авиационной и химической промышленности, а также Общество Красного Креста и Красного Полумесяца. Первые два из них в 1927г. были объединены, образовав массовое общество, сокращенно называвшееся ОСОАВИАХИМ (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству).

11 января 1924 г. Совет труда и обороны принял постановление о порядке производства полетов с агитационными целями, но активная, организованная Центральным советом «Общества Друзей Воздушного Флота» (ОДВФ), деятельность в этом важном направлении началась лишь год спустя.

Начало 1925 г. ознаменовалось первым опытом проведения широкой агиткампании. Агитполеты в самые захолустные районы были запланированы на зимний сезон, так как снежный покров позволял использовать для посадки самолета места, которые в другое время года становились практически недоступными.

Наибольшую сложность в организации таких полетов представляло отсутствие на местах запасов горючего и масла. Все необходимые материалы приходилось доставлять из Москвы. Следует также отметить, что в авиаперелетах участвовали самолеты не советского производства, а немецкие — давно доказавшие свою надежность и неприхотливость в эксплуатации, а именно немецкий Юнкерс «F.13».

Юнкерс «F.13» (первоначальное наименование J 13) представлял собой одномоторный моноплан, вмещавший 2-х членов экипажа и 4-х пассажиров.

Первый полет F.13 совершил в 1919 г. Самолеты экспортировались в десятки стран мира, в том числе в СССР. Серийный выпуск продолжался до начала 30-х гг. Этот выбор был обусловлен, не недоверием к продукции отечественного авиапрома, а исключительно только тем объективным обстоятельством, что иных пассажирских самолетов подготовленного к перелету в авиапарке ОДВФ попросту не было, как не было еще и многоопытных летчиков, получивших бы летное свидетельство в авиашколах СССР.

Для Цитирования:
Л.В. Ивановская, Хроника агитационных полетов пилота В.Б. Копылова и бортмеханика Х.С. Клочко в конце 20-х гг. XX в.. Музей. 2024;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала