Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) — заболевание, которое характеризуется персистирующим ограничением воздушного потока, склонное к прогрессированию. Является следствием хронического воспалительного ответа дыхательных путей и легочной ткани на воздействие ингалируемых повреждающих частиц или газов. Обострения и коморбидные состояния являются неотъемлемой частью болезни и вносят значительный вклад в клиническую картину и прогноз [1].
В настоящее время ХОБЛ является глобальной проблемой. В некоторых странах мира распространенность ХОБЛ очень высока (свыше 20 % в Чили), в других — меньше (около 6 % в Мексике). Причинами такой вариабельности служат различия в образе жизни людей, их поведении и контакте с разнообразными повреждающими агентами. По данным ВОЗ, сегодня ХОБЛ является третьей лидирующей причиной смерти в мире, ежегодно от ХОБЛ умирает около 2,8 млн человек, что составляет 4,8 % всех причин смерти. В Европе летальность от ХОБЛ значительно варьирует: от 0,20 на 100 тыс. населения в Греции, Швеции, Исландии и Норвегии до 80 на 100 тыс. в Румынии. Согласно недавно опубликованным данным, глобальная летальность от ХОБЛ за период от 1990 до 2010 г. практически не изменилась: среднее число пациентов, ежегодно умирающих от ХОБЛ, колеблется между 3 млн и 2,8 млн человек.
Основной причиной смерти пациентов ХОБЛ является прогрессирование основного заболевания; около 50–80 % больных ХОБЛ умирают от респираторных причин, либо во время обострений ХОБЛ, либо от опухолей легких (от 8,5 до 27 %), либо от других респираторных проблем [1].
В развитии ХОБЛ играют роль как эндогенные факторы, так и факторы воздействия внешней среды. Курение остается основной причиной ХОБЛ. В развивающихся странах сжигание биомасс для приготовления пищи и обогрева жилых помещений является важным фактором внешней среды. Другие факторы могут включать профессиональные вредности, пассивное курение и загрязнение воздуха вне помещений. В Европе и Северной Америке вклад загрязнения воздуха на рабочем месте в развитие ХОБЛ оценивается как 15–20 %. Вероятно, этот вклад существенно больше в странах, где профессиональные вредности контролируются менее тщательно.